Студенту >> Философия и теории управления


Прогнозирование, планирование и организация

Прогнозирование и планирование — основа управления и его первый этап. На этом этапе вырабатываются цели деятельности и определяются пути их достижения.
Прогнозирование предшествует планированию. Оно пред­ставляет собой исследование будущего организации, нацеленное на решение его стратегических, долговременных задач. По ре­зультатам прогноза расставляются вехи плана, определяются возможные ресурсы, оцениваются ожидаемые условия и среда деятельности, рыночная конъюнктура и т. п. Источниками про­гноза могут выступать как собственные исследования персонала организации, так и разработки, выполненные специализирован­ными учреждениями по заказу.
План работы организации должен содержать ответы на сле­дующие вопросы:

  1. что делать? (содержание мероприятия);
  2. когда делать? (дата, период);
  3. кто делает? (персонифицированный исполнитель);
  4. где делать? (место проведения).

Дополненный описанием «как делать?» и данными о ресурс­ном обеспечении план превращается в программу.
План должен предусматривать возможность контроля его ре­зультатов. Для этого итоги плана необходимо иметь в количест­венной форме, легко поддающейся проверке.
Современной формой плановой работы является так называе­мое программно-целевое планирование (или программно-целевой подход). В этом случае план выстраивается в форме иерархии це­лей: исходя из главной цели определяются последовательно це­ли более низкого уровня вплоть до целей, стоящих перед каж­дым низовым работником. Для каждой цели определяются ре­сурсы, сроки достижения и ответственные исполнители.
В небольшой организации (численностью до 100 человек) це­лесообразно придерживаться следующей системы планов:

  1. перспективные планы на 2-3 года;
  2. целевые программы - по наиболее актуальным проблемам;
  3. годовые планы;
  4. месячные (календарные) планы;
  5. индивидуальные планы работников.

Организация как функция управления — это работа руково­дителя по формированию и обеспечению деятельности структур предприятия в соответствии с ее целями и планами.

Организация должна предусматривать:

  1. разработку обезличенной организационной схемы предпри­ятия, обеспечивающей возможность решения его задач;
  2. установление организационных отношений между работника­ми исходя из анализа процессов разделения и кооперации труда;
  3. формирование системы управления;
  4. составление штатного расписания;
  5. определение функциональных обязанностей работников (разработку должностных инструкций);
  6. отработку организационной схемы в динамике.
НАВЕРХ