Аспиранту >> Вопросы и ответы на кандидатский минимум по историии и философии науки (общий блок)


Отражение как познавательная операция и деятельность в научном познании

Диалектико-материалистическая концепция сознания базируется на принципе отражения. Отражение – это универсальное свойство материи.
«Логично предположить, что вся материя обладает по существу свойством, сходным с ощущением, это свойство отражения» (В.И. Ленин).
В основе материи лежит свойство отражения, которое присуще всем материальным объектам на всех структурных организациях материи.
Отражение – это воздействие одного предмета на другой, при котором воспроизводятся те или иные черты предмета. Высшей формой отражения действительности является сознание.
А→В                    в В под действием А происходят изменения
А – Отражаемое В - Отражающее
Отражение – это способность объектов при взаимодействии с другими объектами воспроизводить в своих структурах особенности действующих объектов.


Уровни отражения

Формы отражения

Неорганический

Физическое отражение: обмен веществом, энергией

Органический

Биологическое отражение: на уровне растений, животных

Социально-психический

Социально-обусловленное отражение
Гносеологическое отражение
Социальное отражение

Выделяют также чувственное (ощущения, восприятие,  представления) и рациональное (понятия, суждения, умозаключения) отражения.
Познание – отражение действительности в сознании человека. Раздел философии, изучающий познание наз. гносеология. Гносеология – учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рациональной традиции трактовка субъекта и объекта существенно менялась. По поводу возможности познания сформировались два направления: Оптимизм – утверждение принципиальной познаваемости мира. Скептицизм – сомнение в принципиальной возможности познавания мира. Агностицизм – полное отрицание возможности познания. В докантовской философии под субъектом понимали единично – оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом, то, на что направлена позитивная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных констукций. Субъект по Канту – это духовное образование, то что лежит в основе предметного мира. Объект – продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное внутренне детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект – это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Познание является отражением действительности. Отражение – это взаимодействие двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико – материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи оно обладает своими специфическими характеристиками. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводя особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы, т.е. сознания. А это значит, что образы сознания будучи объективными по содержанию, субъективными по форме, несут в себе определенные характеристики объекта.

НАВЕРХ