Аспиранту >> Вопросы и ответы на кандидатский минимум по историии и философии науки (общий блок)


Особенности современной эпистемологии. Знание, его природа и типология.

Эпистемология (греч. episteme - знание, logos - учение) - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания. Однако в неклассической философии может быть зафиксирована тенденция к различению Э. и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции "субъект - объект", то для Э. базовой является оппозиция "объект - знание". Эпистемологи исходят не из "гносеологического субъекта", осуществляющего познание, а скорее из объективных структур самого знания. Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание? Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности? Какие бывают типы знаний? Каковы общие законы "жизни", изменения и развития знаний? При этом, механизм сознания, участвующий в процессе познания, учитывается опосредованно, через наличие в знании интенциональных связей (номинации, референции, значения и др).
В 20в. вошел термин «эпистемология» («эпистемо» - знание, «логос» - учение, т.е. «учение о знании»). Этот термин часто используется как теория научного познания. Проблема познаваемости мира возникла еще в древности, что было обусловлено противоречивостью знаний о мире. Знания возникают в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе отражения. Знания – это определенные сведения, информация о мире, соответствующая реальности. Знание, адекватное реальности, является истинным, иначе – оно ложно. Знания возникают через взаимодействие с окружающим миром. Знания – это следы воздействия внешнего мира на человека.  
Знание- это совокупность индивидуальных психических образов, наделенных смыслом, который мы можем выразить через язык.
Знание – это триединство представлений, пониманий и воображений, существующих в человеческом сознании, которые мы можем выразить с помощью речи.
Существует 2 вида знания: научное и ненаучное.
Научное – осуществляется системный подход к знанию, науку интересует сущность вещей, наука дает объяснение явлений, осуществляется проверка практикой.
Ненаучное: астрология, религия, мистика, обыденные знания и т.д.
Выделяют также теоретическое и эмпирическое знание.
Теоретическое знание – знания, полученные теоретически, эмпирические знания – это знания, полученные опытным путем.
Научные знания поэтому носят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

НАВЕРХ