Аспиранту >> Вопросы и ответы на кандидатский минимум по историии и философии науки (общий блок)


Научная картина мира (КМ)

НАУЧНАЯ КМ - целостный образ пред­мета научного исследования в его главных системно-струк­турных характеристиках, формируемый посредством фунда­ментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. Различают основные разновидности (формы) научной кар­тины мира: 1) общенаучную как обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, форми­руемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах; 2) социальную и естественнонаучную картины мира как представления об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно социально-гума­нитарных и естественных наук; 3) специальные научные кар­тины мира (дисциплинарные онтологии) — представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биоло­гическая и т. п. картины мира). В последнем случае термин «мир» применяется в специфическом смысле, обозначая не мир в целом, а предметную область отдельной науки (физи­ческий мир, биологический мир, мир химических процессов). В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента — понятийный и чувственно-образный. Понятийный представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, детерминизма и др.), общенаучными понятиями и законами (например, закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, биологический вид, популяция и др.). Чувственно-образный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах (например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы и др.). Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории. Вместе с тем научная картина мира как форма систематизации знания отличается от научной теории. Если научная картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе не только знания об объекте, но и логические средства проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую роль в процессе построения частных научных теорий. Научные картины мира выполняют три основные взаимосвя­занные функции в процессе исследования: 1) систематизиру­ют научные знания, объединяя их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ, опре­деляющих стратегию научного познания; 3) обеспечивают объективацию научных знаний, их отнесение к исследуемо­му объекту и их включение в культуру. Концепция Вячеслава Стёпина о 4-х революциях в науке: 1 революция (17 в. -1 пол. 18 в.)- Формирование механистической КМ: любое событие можно определить в начальном состоянии, всё со всем связано, поэтому всё можно просчитать. 2 революция (к. 18 в. – 1 пол. 19 в.) – Эволюционная теория Ч. Дарвина àВера в совершенство будущего человека. 3 революция (к. 19 в – вер. 20 в.) – Неклассическая научная рациональность: возникновение генетики, квантовой физики, … Мир – единая кибернетическая система способная к синергетичности. Относительност всего фактов, событий. Релятивизм науки. 4 революция (2 пол .20 в. - …) – Постнеклассическая наука : Компьютеризация, увеличение роли междисциплинарных наук. Мир как информационная виртуальная матрица; перенос методов из одной науки в другую. Наука рассматривается в связи с историей культуры. Наука перестаёт быть элитарной.

НАВЕРХ