Аспиранту >> Вопросы и ответы на кандидатский минимум по историии и философии науки (общий блок)


Эволюция и революция в развитии науки. Концепция научных революций Т.Куна

До 1969г. в ф. науки господствовала «кумулятивная» (накопительная) тенденция динамики научного знания. Научное знание – накопление, суммирование достижений различных учёных.
Томас Кун «Теория научных революций» предложил целостную ориентационную теорию науки. Парадигма – теория которая принимается всеми или большинством учёных в качестве образца, эталона для построения других частных теорий. По К.: парадигма в науках возникает не сразу. Первоначально существует несколько конкурирующих теорий. Когда наука достигает стадии зрелости, то появляется теория превосходящая все предыдущие. По К.: первая парадигма в физике была создана Аристотелем 4в. до н.э.; вторая – Ньютоном 17-18в.; третья – Эйнштейном начало 20в. Наука, которую ориентируется на парадигму называется «нормальной». Деятельность учёных в рамках данной науки «решение головоломок» (заранее известен ответ и ищется только алгоритм решения. Попытка вписать новые факты в старую парадигму, изменив некоторые не существенные её моменты, сохранив её суть приводит к сохранению старой парадигмы. В противном случае старая парадигма сменяется новой. По К.: теория не только объясняет факты но и отбирает их; в новую парадигму входят переосмыслённые факты старой; все парадигмы равны, но новая парадигма лучше объясняет новые факты.
Концепция «научных революций» Томаса Куна. Томас Кун отмечает, что теория до тех пор остается принятой научным сообществом, пока не подвергается сомнению основная парадигма (т.е. установка, стиль и образ мыслей) научного исследования в данной области. Смена парадигмы представляет собой научную революцию.
Кун считает, что научные теории проходят в своем развитии различные фазы:

  • в допарадигматический период у исследователей нет консенсуса относительно сути их предмета, а потому исследование слабо ориентировано на одну цель;
  • в зрелый («нормальный») период какой-нибудь школе удается решающий прорыв. Образцом оказывается одна парадигма, за которой следуют другие;
  • однако неизбежно появляются аномалии, которые невозможно разрешить с помощью господствующей парадигмы. Постепенно накапливаясь, они приводят к кризису. После этого происходит научная революция, и место старой парадигмы занимает новая.

Для теории Куна характерно, что старая и новая парадигмы несовместимы; новая парадигма не продолжает развитие старой; между ними принципиальный разрыв

НАВЕРХ