Аспиранту >> История и философия экономики


Особенности технологии информационного (постиндустриального) производства

Современная экономика — это экономика производства нового типа и соответственно новых постиндустриальных технологий. Возникновение этих технологий является результатом третьей по счету крупной социально-технической революции:

Перваянеолитическая революция обеспечила превращение присваивающего характера производства в производящее, в результате чего сложилось натуральное хозяйствование, где в качестве ведущего стал выступать аграрный сектор экономики.
Втораяпромышленная революция — сформировала индустриальный тип экономики, ставший основой товарного производства. Она включает несколько этапов (век легкой промышленности, век паровых двигателей, век бензиновых двигателей).
Третьянаучно-техническая революция привела к очередному изменению структуры производства, где ведущими отраслями становятся знания, образование и наука. Основу современной составляющей информационные и, наукоемкие технологии. Их принципиальное изменение состоит в высвобождении человека из сферы производства и превращение его в человеческий капитал — ведущий фактор нового производства.

Произошла смена технологического способа производства. переход от индустриального к постиндустриальному технологическому способу производства. стали формироваться признаки нового технологического уклада (5 технологический уклад, который сегодня переходит в 6 в этап нанотехнологий). 5 получил название информационно-коммуникационный, уклад производства на основе информационно-коммуникационных технологий. характеризуются прежде всего тем, что их основой является информация. таким образом информация сегодня требует совершенно иного подхода и понимания, во первых как ресурс, а вот вторых как продукт. до этого все продукты и ресурсы относились к принципиально иной технологии — технология механизации производства, автоматизации. новая отличается тем, что является продутом интеллекта человека. информация может рассматриваться как простой набор сведений — в этом качестве она не может выступать в качестве ресурса или продукта. при приобретении соединения науки и образования, возникают цифровые технологии и эта информация приобретает статус ресурса и продукта.

НАВЕРХ