Студенту >> Педагогика


Воспитания социальной инициативности

Государственными и общественными институтами задача воспитания социальной инициативности как одного из основных социально и личностно значимых качеств ставится как приоритетная, что находит отражение как в обсуждениях разного уровня и масштаба, так и в государственных докумен­тах последних лет. Чем больше социальных инициатив «пробивается» к общественному вниманию, тем больше вероятность, что реализуются лучшие, самые плодотворные из них. Социальная инициативность как интегративное личностное качество предполагает восприятие конкуренции как общего фак­тора повышения качества жизни.

В последние годы в России созданы общественные объединения, выступающие значимым фактором воспитания социальной инициативности, вовлекающие в инициативные программы, по разным оценкам, от 2 до 10% детей и молодежи. Десятки тысяч общественных объединений и их инициативная деятельность являются предметом изучения и экспериментирования педагогов, психологов, юристов, экономистов, социологов, политологов, представляя собой эмпирическое поле междисциплинарного исследования, перспективное в прогностическом аспекте, так как здесь сосредоточен человеческий капитал развития российского общества и государства.

Президент Российской Федерации В.В.Путин 26 мая 2004 г. в своем послании Федеральному Собранию подчеркнул: «Считаю, что создание вРоссии свободного общества свободных людей - это самая главная наша за­дача. Но и самая сложная. Главная, потому что несвободный, несамостоя­тельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине, Сложная, потому что свободой всегда дорожат. И еще реже -умеют ею распорядиться. Созидательную энергию, предприимчивость, чув­ство меры и волю к свободе нельзя ввести указом, нельзя импортировать, нельзя позаимствовать» .

В современной науке в последние годы заметен интерес к исследова­нию педагогического потенциала социально инициативной деятельности де­тей и молодежи, научному осмысленшо отечественного и зарубежного опыта воспитания социальной инициативности общественными и государственны­ми институтами.

Различные аспекты развития воспитательных систем рассматривались И.В.Блаубергом, Б.Н.Боденко, Р.Б.Вендровской, М.В.Воропаевым,
Б.З.Вульфовым, А.В.Гаврилиньш, С.В.Дармодехиным, Н.СДежниковой, С.В.Евтушенко,  И.А.Зимней, В.А.Караковским,  МБ.Коваль, И.А.Колесниковой, А.Т.Куракиным, В.О.Кутьевым, ИА.Липским, Ю.С. Ма-нуйловым, Н. А. Морозовой, Л.И.Новиковой, ЛЛ.Олиференко, М.И.Рожковым, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Степановым, С.Н.Чистяковой, Э.Г.Юдиным и др.

Анализу проблем воспитания социально значимых качеств личности детей и молодежи посвящены работы К.А.Абульхановой-Славской, С.В.Алещенка, А.Г.Асмолова, А.В.Беляева, В.Ф.Бехтерева, BvЮ.Большакова, А.С.Гаязова, С.СХиля, И.П. Иванова, А.В.Кирьяковой, Э.ПКостяшкина, В.Н. Кочергина, А.Н. Лутошкина, Т.Н.Мальковской, А.В.Мудрика, И.Н.Ннкитина, В.Н. Николаева, Г.Г. Николаева, В.Б.Орлова, Е.Г,Радионова, Р.Ф.Роговой, В.А.Ситарова, В.ССобкина, Г.С.Суховейко, Л.И.Уманского, ПН. Филонова, МА.Шкробовой, ММЯщенко и др.

Анализу истории, опыта и проблем развития общественного движения детей и молодежи посвящены исследования Алиевой Л.В., Бабочкина П.И., Балясной Л.К.,. Басова Н.Ф., Березиной В.А., Богуславского MB., Борисовой Л.А., Волохова А.В., Дергунова В А., Ильинского И.М., Камалдиновой Э.Ш., Кирпичника А.Г., Коврова В.В., Костиной Н.М. Костюшева В.В. Кудинова, В.А., Кульпединовой М.Е., Литвак Р.А., Мальцевой Э.А., Миронец О.Г., Мо­ровой Н.С., Пташко Д.Р,, Радиной К.Д., Сабитовой Г .В., Сорочинской Е.Н., Титовой Е.В-, Тихоновой СВ., Трухачевой Т.В., Ушакова AT., Харчепко С.Я., Шпона А.П. и др.

В последние годы активное развитие получили исследования процесса воспитания в общественных (некоммерческих, негосударственных) организациях как значимых институтах строительства гражданского общества и демократического государства: Е.А.Абросимова, А.С.Автономов, О.Л.Алексеева, С.В.Алещенок, М.Антонова, В.ГБочарова, П.Д..Гамольский, Л.Н.Коновалова, Р.М.Куличенко, Л.Е.Никитина, А.К.Толмасова, Ф.Э.Шереги, В.Н Якимец, Л.К.Якобсон и др.

Психолого-педагогические аспекты воспитания, взаимодействия личности и коллектива» коллектива и общества раскрываются в исследованиях Алексеевой Л.Ф., Беличевой С.А., Бендас Т.В., Божович ЛИ., Волкова И.П., Донцова АЛ, Дубровиной И.В., Зинченко В.П., Климова Е.А., Кона И.С, Мухиной B.C., Немова Р.С., Нечаева Н.Н., Петровского А.В., Платонова Ю.П., Рубцова В.В., Слободчикова В.И,, Фельдштейна Д.И., Хайкина В.Л., Эльконина Д.Б., Эльконина Б. Д. и др. Эффективность использования различных методик и технологий в воспитании социально значимых качеств личности исследуют Л.В.Байбородова, В.П.Беспалько, В.МКоротов, А.М.Лопухин, В.А.Луков, Л.А.Петровская, А.С.Прутченков, Н.В.Самоукина, И.И.Фришман, С.А.Шмаков и др.

Издано значительное количество монографий, материалов научных и практических конференций, сборников статей, публикаций, которые являются источником нового знания о государственном и общественном воспитании социальной инициативности детей и молодежи. Однако выявляются фрагментарность и недостаточность обобщающих, систематизирующих имеющийся опыт и теоретические разработки исследований.
В настоящее время на разных уровнях взаимодействия субъектов вос­питания социальной инициативности детей и молодежи проявляется ряд противоречий и рассогласований:

  1. между новыми, в определенной мере индивидуализированными лич­ностными интересами (мотивами) подростка, молодого человека и объектив­ной потребностью в социально инициативной личности, обеспечивающей прогрессивное развитие государства и гражданского общества;
  2. между потребностью в социально инициативной личности и отсутст­вием адекватного современным требованиям научного обоснования процесса воспитания социальной инициативности детей и молодежи, предполагающе­го участие обучающихся в разработке и решении местных общественных проблем, моделировании институтов гражданского общества, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов жизни коллектива, страны, мира;
  3. между объективно интегративным характером государственного и общественного воспитания детей и молодежи и осуществлением воспитания инициативной личности государственными и общественными институтами дифференцированно, автономно друг от друга;
    - между тенденцией увеличения количества инициативных объедине­ний детей и молодежи (на локальном, муниципальном, региональном, обще­российском, международном уровнях) и несформированностью системы поддержки общественных объединений детей и молодежи, подготовки кад­ров в общественном и государственном секторах социальной сферы.

Высокая степень актуальности и противоречивости проблемы воспитания социальной инициативности детей и молодежи обусловливает необхо­димость определить перспективные направления этого процесса на гносеоло­гическом, структурно-функциональном, прогностическом, научно-организационном уровнях, разработать и обосновать научно-методическое обеспечение данного процесса. Основной научной проблемой исследования явля­ется выявление теоретических оснований и, в соответствии с ними, разработ­ка научно-методического обеспечения, стимулирующего развитие адекват­ной российским социально-историческим, культурным традициям и общеми­ровым тенденциям системы воспитания социальной инициативности детей и молодежи.

НАВЕРХ