Студенту >> Философия и теории управления


Внешняя среда управления организацией

Организация и связанное с ней управление существуют в сложном мире, оказывающем на них многостороннее и разнооб­разное воздействие. Это воздействие обладает следующими ха­рактерными чертами:

  1. сложностью, характеризующейся количеством и многооб­разием воздействующих факторов. Так, в более сложных услови­ях работает организация, имеющая большее количество партне­ров, поставщиков, конкурентов; организация, осуществляющая многосторонние операции, работающая в малоисследованной об­ласти, использующая новейшие технологии и т. д.;
  2. взаимозависимостью, характеризующейся степенью взаи­мосвязанности взаимодействующих факторов. Взаимозависи­мость тем выше, чем в большей мере изменение одного фактора влияет на другие. Так, у предприятий, работающих с использо­ванием комплектующих деталей, получаемых от внешних парт­неров, степень зависимости от внешних факторов будет выше, чем при производстве этих деталей на собственном предприятии;
  3. неопределенностью, характеризующейся непредсказуемым, случайным характером многих процессов, сопровождающих биз­нес и менеджмент (рыночная конъюнктура, политическая ситуа­ция, крупные неожиданные открытия и т. п.). Степень неопреде­ленности может быть уменьшена за счет хорошо поставленной информации, изучения и умелого использования закономерно­стей случайных процессов, привлечения для этих целей дости­жений современной науки и техники;
  4. динамичностью, характеризующейся скоростью измене­ния факторов внешней среды организации. Динамичность внеш­ней среды выше у тех организаций, которые имеют дело с новы­ми товарами, техникой и технологией, работают в зоне более вы­сокого риска, смело проводят в жизнь экономические и организационные новации.

Все факторы внешней среды управления организацией мож­но разделить на две большие группы: факторы прямого воздейст­вия и факторы косвенного воздействий.
Факторами прямого воздействия являются: ресурсы, потре­бители, конкуренты, законодательство и органы государственно­го и муниципального управления.
1. Ресурсы.
В качестве ресурсов выступают капитал, трудовые ресурсы, сырье и материалы.
Капитал, необходимый для функционирования организа­ции, поступает из различных источников и на определенных ус­ловиях через банки. Поэтому важнейшей задачей менеджмента является изучение и обоснованный выбор источников капитала, проведение расчетов финансирования и кредитования организа­ции, налаживание взаимоотношений и квалифицированная ра­бота с банками.
Трудовые ресурсы, их источники - важнейший фактор внеш­ней среды организации, от которого во многом зависит успех ме­неджмента. Особого внимания здесь заслуживают два момента. Первый касается подбора и обучения специалистов в новых об­ластях деятельности, связанных с внедрением последних дости­жений науки, техники и технологий. В том числе специалистов по рекламе, связям с общественностью, агентов по продажам и другим, сравнительно новым для нас, направлениям деятельно­сти. Второй момент - подбор и обучение менеджеров различных уровней. Можно без преувеличения сказать, что хороший мене­джер - это сегодня самая дефицитная специальность (и это не­смотря на то, что эта специальность наиболее высоко оплачива­ется). Известно, что в развитых капиталистических странах идет буквально охота за качественными менеджерами. Представите­ли крупных фирм постоянно находятся при лучших учебных за­ведениях, готовящих менеджеров, подбирают себе кадры, при­сматриваясь к обучающимся, начиная с первого курса. Перспек­тивным студентам оплачивается обучение, устанавливаются стипендии и гарантируется работа менеджеров фирм.
Сырье и материалы - важнейший компонент предпринима­тельской деятельности, а значит, и менеджмента. Во-первых, должно быть обеспечено высокое качество сырьевых ресурсов и материалов в требуемых объемах. Во-вторых, необходимы гаран­тии поставок сырья и материалов в требуемые сроки. То и другое достигается созданием системы входного контроля качества по­ставок (иногда, начиная с места добычи сырья и изготовления материала), тщательной подготовкой и отработкой системы снабжения предприятия, транспортировки соответствующих грузов, складирования, а также путем дублирования поставок из нескольких независимых источников.
Важнейшим направлением работы менеджера с ресурсами является проведение расчетов по их оптимальному распределе­нию с целью получения максимальной прибыли.
2.  Потребители.
В качестве потребителей продукции организации выступают как индивиды, нуждающиеся в удовлетворении своих потребно­стей, так и предприятия, чьи потребности связаны с осуществ­ляемым ими бизнесом. Менеджер должен всегда помнить, что потребитель является центральной фигурой рынка, отправной точкой рыночных отношений. От изучения своего потребителя, а в ряде случаев от его создания в очень многом зависит благопо­лучие организации, уровень ее прибыли.
3.  Конкуренты.
Главным объектом конкуренции являются потребители про­дукции организации. Конкурентную борьбу приходится также вести за капитал, трудовые ресурсы, сырье и материалы. Уро­вень конкуренции зависит от способности организации эффек­тивно соперничать с производителями аналогичной продукции путем более полного по сравнению с соперниками удовлетворе­ния потребностей покупателей, создания более благоприятных, чем у конкурентов, условий инвестирования, лучших условий труда и более высокой его оплаты, привлекательной конъюнкту­ры для поставщиков сырья и материалов.
4.  Правовая среда и органы государственного и муниципаль-
ного управления.
Правовая среда характеризуется:

  1. степенью благоприятствования законодательства для деятельности организации, поощрения бизнеса и создания соот­ветствующего нормативного обеспечения;
  2. равенством условий деятельности для всех организаций данной отрасли независимо от форм собственности;
  3. возможностью быстрого и справедливого разрешения возникающих противоречий и конфликтов с поставщиками, по­требителями, конкурентами и партнерами по бизнесу в админи­стративном и судебном порядке;
  4. долговременностью, стабильностью и определенностью правовых норм.

Органы государственного и муниципального управления должны:

  1. неукоснительно соблюдать государственное и региональ­ное законодательство и соответствие последнего федеральным нормам;
  2. обеспечивать правопорядок и защиту организаций и их собственности от преступных посягательств (рэкетиров, мошен­ников, воров, взяточников);
  3. своевременно и полно информировать организации о всех принимаемых властью решениях и новых нормативных актах;
  4. обеспечить быстрое рассмотрение и прохождение в орга­нах власти дел организаций и объективный подход к ним.

Факторами косвенного воздействия являются: политика, эко­номика, культура и социальные факторы, отношения с местными жителями, технический и технологический прогресс (новации).
1.  Политика.
Влияние политической среды организации проявляется в следующих направлениях:

  1. наличие стабильной политики, органов власти и законо­дательства создает благоприятный фон для деятельности органи­зации, гражданских институтов демократического общества, способствует привлечению инвестиций;
  2. с политической обстановкой связано наличие и характер дипломатических отношений с иностранными государствами, в ко­торых заинтересована организация, а также таможенная политика;
  3. политика определяет отношение властей, в том числе и местной администрации, к частной собственности и предприни­мательской деятельности;
  4. с политикой неразрывно связано формирование и функ­ционирование в органах законодательной власти групп влияния (лоббистов), которые могут представлять и отстаивать интересы организации.

2.  Экономика.
Экономическая среда проявляется в деятельности организа­ции самым непосредственным образом:

  1. экономический подъем, спад, кризис оказывают глубо­кое влияние на организацию, но это влияние не однозначно: об­щий экономический спад может привести к подъему экономики организации и наоборот;
  2. от состояния экономики зависит покупательная способ­ность населения;
  3. состояние экономики во многом определяет стоимость используемых организацией ресурсов (сырья, материалов, тру­довых ресурсов);
  4. от состояния экономики зависят возможность и условия получения капитала (инвестиционный климат, государственный бюджет, процентная ставка кредита);
  5. состояние экономики во многом определяет валютные курсы, курсы акций и ценных бумаг;
  6. экономические обстоятельства формируют спрос, пред­ложение и цену товаров;
  7. экономика в значительной степени определяет возмож­ность получения организацией внутренних и внешних займов;
  8. с экономикой тесно связаны условия и ставки налогов, пошлин, арендной платы.

Влияние экономики на организацию не всегда прямолиней­но. Так, в СССР при общей экономической деградации отдель­ные организации (например, в оборонной области) развивались весьма успешно.
3.  Культура и социальные факторы.
Влияние культуры и факторов социальной жизни на органи­зацию связано с определенной системой ценностей общества, традициями, жизненными установками населения, стереотипа­ми поведения:

  1. система ценностей определяет практику деятельности организации, ее руководителей и персонала, указывает, что наи­более важно для фирмы (например, «главное для нас - доволь­ный потребитель»);
  2. соблюдение населением традиций дает организации воз­можность использовать в своих интересах положительный опыт фирмы, связать его с ее сегодняшними задачами;
  3. важное значение имеет учет организацией жизненных установок населения. Так, в ряде случаев в нашей стране скла­дываются установки на то, что взятки, обман, хамство являются нормальными и неизбежными спутниками в деятельности орга­низации. Но ведь есть и противоположные, положительные цен­ностные ориентации и установки;
  4. на деятельность организации не могут не влиять и сло­жившиеся в стране, регионе стереотипы поведения. Например, бытует отрицательное отношение к руководителям определен­ных возрастных групп (молодым, пожилым), к руководите­лям-женщинам и т. д.

Влияние культурных и социальных факторов на деятель­ность организации в большей мере, чем других, зависит от рабо­ты руководителя, от его управленческих и воспитательных уси­лий. В одной и той же культурной и социальной среде могут су­ществовать совершенно разные по качеству и эффективности результатов деятельности организации.
4.  Отношения с местными жителями.
Сегодня, как никогда, для организации важно установить партнерские дружественные отношения с местным населением. Отсутствие таких отношений приводит к серьезным конфлик­там, противостоянию, лишает организацию условий для нор­мальной деятельности.
В основу налаживания хороших отношений с населением должны быть положены уже наработанные методы связей с об­щественностью (пиар), создание групп так называемых друзей фирмы, стимулирование создания благоприятного для организа­ции общественного климата, материальная помощь населению (особенно слабо защищенной его части) в решении жизненных задач, денежная компенсация населению за ущерб и неудобства, связанные с деятельностью организации.
Работа организации с населением должна вестись на постоян­ной основе и должным образом финансироваться.
5. Технический и технологический прогресс (новации).
Технический и технологический прогресс влияет на деятель­ность организации, увеличивая возможности производства су­ществующих товаров и услуг и создавая условия для появления новых, что повышает тем самым эффективность бизнеса. Вместе с тем технический и технологический прогресс резко сокращает сроки устаревания товаров на рынке, предъявляет повышенные требования к их новизне и качеству. Данный фактор влияния требует от организаций хорошо поставленной службы информа­ции, постоянного проведения разработок новых товаров и серви­са, быстрой реакции на самые последние достижения науки, тех­ники и технологии.
Весьма существенной частью внешней среды управления орга­низацией является международное окружение организации. К внешнему окружению организации и менеджмента можно отне­сти также соответствующую инфраструктуру и договорную среду.

НАВЕРХ