Студенту >> Философия и теории управления


Управленческие нововведения и инновации

Одной из центральных стратегических проблем управления является осуществление нововведений, связанных с созданием организацией новых товаров и услуг, реализацией социальных проектов, имеющих важное значение в инновационном развитии общества. Эти новшества имеют целью: а) на институциональ­ном уровне управления - кардинальные социальные преобразо­вания; б) на менеджериальном уровне - предоставление потреби­телю новых возможностей в удовлетворении его потребностей и обеспечивают деловой организации получение прибыли в усло­виях плотного рынка и высокой конкуренции. Осуществление нововведений требует от организации большой предварительной работы и решительных преобразований.
Процесс создания качественно новых товаров и услуг и сопут­ствующие им изменения в деловой, экономической организации получил название инноваций. Первопричина необходимости таких инноваций, как мы сказали, прежде всего - высокая рыночная конкуренция. В быстро меняющемся мире рынок постоянно полу­чает все более совершенные товары и услуги. Чтобы удержаться на таком рынке, необходима адекватная непрерывная деятельность организации по созданию новых и качественному изменению ста­рых продуктов. Эта работа не мыслится без коренных изменений в самой организации, ее структуре, функциях, системе управления и методах работы. Можно с полным основанием сказать, что инно­вационная деятельность — стержневая задача выживания органи­зации, залог ее успеха в борьбе за прибыль.
Главными направлениями инноваций являются:

  • освоение новых видов деятельности, источников финанси­рования и капиталовложений;
  • создание качественно новых товаров и услуг;
  • выход на новые и существенное расширение старых рынков сбыта;
  • кардинальное улучшение технического оборудования пред­приятий;
  • использование принципиально новых технологий;
  • создание, внедрение и реализация открытий и изобретений;
  • использование новых источников энергии, сырья, опти­мальное распределение всевозможных ресурсов;
  • глубокие структурно-организационные преобразования.

Освоение новых видов деятельности, источников финанси­рования и капиталовложений - одно из важнейших направле­ний инноваций. Оно предполагает кардинальное изменение сферы деятельности организации, основанное на самых современных технических, технологических, экономических и организацион­ных новшествах, создание новых каналов распределения това­ров, предложение эффективных методов стимулирования про­даж, развертывание кредитных операций, привлечение внешних инвестиций. Источником дополнительной прибыли в этом слу­чае является более рациональное использование средств, высво­бодившихся в результате перераспределения ресурсов, более вы­сокой эффективности внедряемых новшеств, а также связанный О ВТИМ количественный рост организации.
Создание качественно новых товаров и услуг предусматри-вает как выведение на рынок принципиально новых продуктов, гак и коренное изменение существующих за счет придания им новых свойств, полезных потребителю. Второй путь в ряде слу­чаев является предпочтительным, так как требует меньших за­трат и времени реализации. При этом происходит перегруппировка как потребителей, так и капиталов, которые вслед ВВ потребителями устремляются к организации-новатору. Инновации дают возможность выхода на несколько рынков од­новременно, расширяя тем самым поле для маневра капиталом и создавая условия для дополнительной прибыли.
Кардинальное улучшение технического оборудования пред­приятий дает организации возможность качественного измене­ния продукции, ее удешевления и связанного с этим повышения конкурентоспособности. Опыт передовых фирм и компаний не­опровержимо свидетельствует, что затраты на новое и капиталь­но модернизируемое оборудование - одно из самых рентабель­ных приложений капитала.
Использование принципиально новых технологий является весьма характерным для нынешнего этапа научно-технической

революции. Это положение остается верным не только для высо­котехнологичной продукции, но и для самого широкого ассорти­мента товаров массового спроса. Появление на рынке товаров, созданных по новым технологиям (и, следовательно, обладающих новым качеством), как правило, является весьма привлекатель­ным для потребителя и обеспечивает компании финансовый ус­пех. Следует также иметь в виду, что в ряде случаев новые техно­логии дают возможность снизить себестоимость продукции, а зна­чит, и цену товара и принести дополнительную прибыль.
Создание, внедрение и реализация открытий и изобретений является важнейшим и, пожалуй, наиболее перспективным на­правлением экономических инноваций. При этом под открыти­ем понимается крупное новшество, открывающее дорогу целому ряду изобретений. Следование этому направлению дает компа­нии возможность находиться на острие технического и науч­но-технологического прогресса. Инновационный подход к реали­зации открытий и Изобретений означает как целесообразное вло­жение средств в работу научных организаций, так и (что не менее важно) своевременное приобретение наиболее перспектив­ных разработок, патентов и лицензий. Реализация открытий по­рой приводит к грандиозным результатам, позволяя создавать совершенно новые рынки и получать невиданные прибыли.
Использование новых источников энергии, сырья, опти­мальное распределение различных ресурсов открывает для орга­низации возможность получения более дешевой материальной производственной базы, позволяет застраховать себя на случай энергетического или сырьевого кризиса. Рациональное распреде­ление ресурсов приводит к весьма существенной экономии средств компании без значительных дополнительных капитало­вложений. Весьма перспективным является также перевод орга­низации на новые источники энергии продукции.
Глубокие организационные преобразования связаны с вложе­нием средств в реорганизацию и модернизацию системы управ­ления компанией. При этом значительный экономический эф­фект достигается за счет применения новых информационных технологий, повышения оперативности службы маркетинга и других управленческих подразделений, повышения качества профессиональной подготовки управленческого персонала и т. п. Несмотря на интеллектуальный, нематериальный характер этих новшеств, можно определенно сказать, что вложение в человека, в менеджера - одно из самых результативных.
В отличие от технических и научно-технологических нов­шеств (открытий, изобретений), нацеленных на технические ре­зультаты, любые инновации означают прежде всего работу по увеличению прибыли.
Подлинные инновации имеют место лишь при соблюдении следующих обязательных условий:

  1. Существенный с точки зрения менеджмента характер из­менений. Инновационные изменения, как отметили мы еще в первой главе, носят и должны носить принципиальный, качест­венный характер. Так, например, появление на рынке новых ви­дов сотовых телекоммуникаций, организация туристической фирмой отдыха в новых географических регионах с предоставле­нием не имевших места ранее предложений, внедрение страхо­вой компанией принципиально новой формы страховых услуг могут быть связаны с инновациями.
  2. Появление нового качества товаров, работ или услуг. Это означает, что как бы ни были велики масштабы количест­венных изменений, они не могут быть отнесены к инновациям, если за ними не стоят коренные новшества в продукции фирмы и ее деятельности. Например, вряд ли можно отнести к новаци­ям расширение рядом компаний размеров продаж электробыто-Hoii техники. Вместе с тем безусловно инновационными процес­сами определяется появление в свое время беспроводной теле­фонной связи, переросшей на рубеже XX-XXI вв. в массовые со­товые телефонные, а также интернет-коммуникации.
  3. Масштабное целевое финансирование. Инновации требу­ют значительных средств, выделенных специально для разработ­ки, создания и реализации новшеств. Не случайно сегодня мно­гие инновационные проекты в нашей стране связаны с масштаб­ными капиталовложениями и инвестициями в такие отрасли со­циального развития, как образование, доступное жилье, газифи­кация регионов и др.
  4. Ясная, подкрепленная расчетами реализуемость. Иннова­ционные проекты должны обеспечивать конкретные, обоснован­ные результаты в конкретные сроки. Этим, в частности, они отли­чаются от обычного планового финансирования. В качестве при­мера можно привести строительство газопровода из России в Западную Европу, минуя посредников, по дну Балтийского моря: инвесторов в этом случае прежде всего интересуют размер капита­ловложений, сроки его ввода в эксплуатацию и последующие прибыли, а также политические и экономические ожидания.
  5. Повышенная конкурентоспособность. Вкладывая значи­тельные средства в инновации, инвесторы должны быть увере­ны, что внедряемое новшество не будет сразу же перенято конку­рентами и использовано ими в своих целях. Для этого необходи­ма серьезная патентная и лицензионная работа, а также уверенность в высоких технических и технологических возмож­ностях своей компании. Так, успехи инноваций в японской электронной промышленности во многом объясняются уникальными качествами производимой продукции, которые не в по­следнюю очередь связаны с блестящим менеджментом.
    Следует отметить, что при всех своих замечательных возмож­ностях осуществление инноваций сопряжено со значительными трудностями.

Остановимся на некоторых из них:

  1. Необходимость преодоления у потребителя психологиче­ского барьера, вызванного новизной и непривычностью получен­ных в результате инноваций товаров и услуг. Человек нелегко отрывается от привычных, проверенных предметов, наработан­ных условий труда и быта. Для этого нужны специальные уси­лия, а значит, и средства.
  2. Трудности, связанные с созданием новых товаров. Это свойственный любому новшеству риск возможной неудачи, зна­чительные расходы, вызванные необходимостью использовать но­вые материалы и технологии, а также насыщенность рынка но­выми товарами и услугами. Все это требует значительно больше средств, чем при работе с традиционными товарами и услугами.
  3. Трудности планирования. Дело в том, что крупные откры­тия, изобретения, другие новшества принципиально непредсказуе­мы. Если бы можно было их заранее достоверно предвидеть и спла­нировать, новшество потеряло бы смысл. Следовательно, здесь необходим некий интеллектуальный прорыв, преодоление привыч­ных представлений и стереотипов. А это дано не каждому.
  4. Требование особой оперативности. Основной смысл инно­ваций — их качественная новизна. Но новизна имеет свойство быстро утрачиваться при малейшем промедлении. Поэтому для инновационных проектов фактор времени часто является ре­шающим. А время, как известно, — деньги.
  5. Консервативность руководителей и персонала организа­ции. В ряде случаев менеджеры и персонал компании противят­ся новшествам. Это происходит по многим причинам. Одна из главных — отсутствие заинтересованности в преобразованиях: нарушаются привычные условия труда, теряются наработанные навыки, неизвестность пугает, перспективы на лучшее туманны и т. п. Поэтому главное предварительное условие любых преоб­разований — создание системы материального и морального сти­мулирования менеджмента и персонала компании, осуществ­ляющих эти преобразования.
НАВЕРХ