Студенту >> Философия и теории управления


Проектирование систем управления

Создание организации предусматривает проведение обшир­ного комплекса исследовательских и прикладных мероприятий, получившего название организационного проектирования.
Организационное проектирование исходит из следующих ха­рактеристик организации:

  1. характера деятельности;
  2. сферы деятельности;
  3. отраслевой принадлежности;
  4. отношения к власти;
  5. государственной принадлежности;
  6. степени самостоятельности;
  7. формы собственности;
  8. организационно-правовой формы;
  9. наличия юридического лица;
  10. численности персонала;
  11. времени функционирования;
  12. отношения к коммерческой деятельности (получаемой прибыли);
  13. степени формализации;
  14. отношения к бюджету;
  15. организационной структуры;
  16. построения системы управления.

При создании организационной структуры необходимо обеспечить выполнение ряда требований:

  1. достижение иерархичности управления, дающей воз­можность обеспечить разделение управленческих функций по вертикали, соответствующий контроль и учет деятельности;
  2. разделение управленческого труда по горизонтали, даю­щее возможность использовать индивидуальные особенности ру­ководителей;
  3. стандартизация управленческого труда, позволяющая свести его в ряде случаев к готовым правилам и формам;
  4. объективный подбор управленческих кадров по дело­вым и профессиональным признакам;
  5. автоматизация выполнения ряда управленческих функ­ций с соответствующим контролем, учетом и анализом.

Каждое из названных требований таит в себе определенное негативное начало, которое необходимо своевременно заметить и не дать ему повлиять на качество системы управления. Так, иерархичность управления не должна порождать бюрократию, разделение управленческого труда не следует доводить до обез-личенности руководителей, стандартизация управленческих процедур не должна исключать инициативности и индивидуаль­ности менеджера, подбор управленческих кадров не следует ограничивать лишь анкетными данными, автоматизация управ­ленческих функций не должна вытеснять гибкое руководство и принижать роль человека-руководителя.
Необходимо придерживаться принципа: столько централиз­ма, сколько необходимо; столько децентрализма, сколько только возможно.
Формирование структурной схемы управления организаци­ей целесообразно проводить в следующей последовательности:

  1. Установить главные направления деятельности организа­ции (производство, торговля, финансирование, снабжение, транспортировка, реклама и т. д.).
  2. Выделить основные функциональные задачи управления организацией (планирование, стимулирование, учет, контроль и т. д.).
  3. Определить, какие из этих направлений и функциональ­ных задач могут быть лучше всего реализованы с помощью ли­нейных, функциональных и целевых структур.
  4. Определить объекты управления, необходимые для реше­ния функциональных задач предприятия по всем основным на­правлениям его деятельности (цехи, отделы, бригады, службы и т. д.). Это так называемая департаментолизация.
  5. Определить органы управления всеми объектами и их иерархию.
  6. Установить прямые и обратные связи между органами управления и объектами управления.
НАВЕРХ