Студенту >> Философия и теории управления


Организационные формы управления

Управление организациями различных организационно-пра­вовых форм имеет ряд особенностей.
Вначале рассмотрим отличия в управлении коммерческими организациями.
Управление в полном товариществе регламентируется учре­дительным договором, подписанным всеми товарищами.
Физическое или юридическое лицо может быть участником только одного полного товарищества. Фирменное наименование полного товарищества содержит слова «полное товарищество» и имена всех участников. Возможно вместо всех участников упомя­нуть одного или нескольких с добавлением слов «и компания».
* Управление, как правило, осуществляется по общему согла­сию всех участников. Случаи, когда решения принимаются большинством голосов участников, оговариваются в учредитель­ном договоре. Каждый участник обладает одним голосом (если иной порядок не предусмотрен учредительным договором). Каж­дый участник полного товарищества, как правило, может дейст­вовать от имени товарищества. Учредительным договором может быть также предусмотрена и совместная деятельность товари­щей либо поручение этой деятельности отдельным участникам. Причем при совместном ведении деятельности на каждую сдел­ку требуется согласие всех участников.
В случае, если товарищество уполномочивает для ведения дел организации одного или нескольких участников, остальные товарищи для совершения сделок от имени товарищества долж­ны получить от уполномоченных соответствующие доверенно­сти. Упомянутые полномочия по требованию одного или не­скольких участников могут быть прекращены судом лишь при наличии серьезных оснований - грубого нарушения уполномо­ченным своих обязанностей либо неспособности вести дела.
Участник полного товарищества должен вести в товарищест­ве определенную работу, предусмотренную учредительным договором. Участник не имеет права без согласия остальных товари­щей совершать от своего имени, в своих интересах либо в интере­сах третьих лиц сделки, аналогичные тем, которые характерны для товарищества. Нарушение этого условия влечет за собой не­обходимость передачи товариществу приобретенной выгоды ли­бо возмещения убытков.
Прибыль и убытки делятся между товарищами пропорцио­нально их долям в общем (складском) капитале либо в ином по­рядке, предусмотренном учредительным договором. Устранение кого-либо из товарищей от участия в прибылях и убытках запре­щается. Прибыль не распределяется между товарищами до тех пор, пока чистые активы организации не превысят размера об­щего (складского) капитала.
Участники полного товарищества солидарно отвечают по его обязательствам своим имуществом. Эта ответственность распро­страняется и на те обязательства, которые возникли до вступле­ния данного участника в организацию. Ответственность сохраня­ется и в случае выбытия участника еще в течение двух лет. Согла­шения участников товарищества об устранении кого-либо из них от ответственности либо о ее ограничении не допускаются.
Исключение участника из товарищества может быть произ­ведено лишь по решению суда по единогласному мнению осталь­ных товарищей при наличии достаточных оснований (наруше­ние обязанностей, неспособность ведения дел). Участнику, вы­бывшему из полного товарищества, выдается его доля общего имущества либо выплачивается ее стоимость.
Полное товарищество может быть ликвидировано по реше­нию его участников либо по постановлению суда, а также в том случае, когда в организации остается единственный участник.
Управление в товариществе на вере регламентируется учре­дительным договором, подписанным всеми полными товарищами.
В товариществе на вере помимо полных товарищей имеется еще один или несколько участников-вкладчиков (так называе­мых коммандистов), которые вкладывают в товарищество свои средства, получают по ним доход, но не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества. Вкладчики несут риск убытков только в пределах своих вкладов.
Физическое или юридическое лицо может быть полным това­рищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере, а полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.
Фирменное наименование товарищества на вере должно со­держать слова «товарищество на вере» (или «коммандитное товарищество») и либо имена всех полных товарищей, либо наименование не менее чем одного полного товарища с добавлени­ем слов «и компания».
Управление деятельностью товарищества на вере осуществ­ляется полными товарищами (а вкладчики-коммандисты им до­веряют - отсюда название организации). Порядок управления соответствует правилам для полного товарищества. Вкладчики могут выступать от имени товарищества на вере только по дове­ренности.
Вкладчик товарищества на вере имеет следующие основные права:

  1. получать прибыль, соответствующую его доле в общем (складском) капитале;
  2. получить свою долю в общем капитале при выходе из то­варищества;
  3. передать свою долю или ее часть другому вкладчику или третьему лицу;
  4. получать информацию о деятельности товарищества (го­довой отчет и баланс).

Товарищество на вере ликвидируется на тех же основаниях, что и полное товарищество. Кроме того, оно может быть ликви­дировано при выбытии из него всех вкладчиков. В последнем случае товарищество на вере может быть преобразовано в полное товарищество. При ликвидации товарищества на вере вкладчи­ки имеют преимущественное по отношению к полным товари­щам право на получение своей доли общего капитала.
Управление в акционерном обществе регламентируется За­коном об акционерных обществах и Уставом общества.
Высшим органом управления в акционерном обществе являет­ся общее собрание акционеров. Порядок созыва общего собрания и принятия на нем решений (процедура голосования, по каким вопросам требуется квалифицированное большинство голосов, а по каким достаточно простого большинства) предусматривают­ся уставом.
Исключительной компетенцией общего собрания акционеров должно быть:

  1. изменение устава общества;
  2. изменение величины уставного капитала;
  3. выборы членов совета директоров (наблюдательного со­вета) и ревизионной комиссии, а также досрочное прекращение их полномочий;
  4. образование исполнительных органов общества (правле­ния, генерального директора), а также прекращение их полно­мочий; уставом общества эта компетенция может быть передана совету директоров;
  1. решение о преобразовании, реорганизации или ликвида­ции общества;
  2. утверждение балансов и счетов прибылей и убытков, а также годовых отчетов общества;
  3. распределение чистой прибыли, в том числе и на выпла­ту дивидендов.

В соответствии с законом об акционерных'обществах и его уставом, по решению общего собрания акционеров, к исключи­тельной компетенции общего собрания могут быть также отнесе­ны и другие вопросы.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции акцио­нерного общества, не могут быть переданы на решение исполни­тельных органов общества.
Совет директоров акционерного общества (наблюдательный совет) создается при наличии более чем пятидесяти акционеров. Работой совета директоров руководит его председатель (прези­дент). Исключительная компетенция совета директоров в соот­ветствии с Законом об акционерных обществах определяется уставом общества. Вопросы этой компетенции не могут переда­ваться исполнительным органам общества.
В компетенцию исполнительного органа входят вопросы, не являющиеся исключительной прерогативой общего собрания и совета директоров. Исполнительный орган управления общест­вом создается в соответствии с Законом об акционерных общест­вах и уставом общества и может быть как коллегиальным (прав­ление, дирекция), так и единоличным (генеральный директор, директор, руководитель). Исполнительный орган ведет текущее (оперативное) руководство обществом. Он подотчетен общему со­бранию акционеров и совету директоров. Совмещение должно­стей в совете директоров и исполнительном органе не допускает­ся. Полномочия исполнительного органа могут по решению об­щего собрания акционеров передаваться для осуществления менеджмента постороннему наемному управляющему (менедже­ру) или управляющей коммерческой организации.
Те акционерные общества, которые в соответствии с законом обязаны публиковать для всеобщего сведения свой баланс, счет прибылей и убытков, а также годовой отчет, должны для про­верки правильности годовой финансовой отчетности привлекать ежегодно профессионального аудитора, не связанного имущест­венными интересами с обществом или его участниками. По тре­бованию части акционеров, общая доля которых в уставном ка­питале общества составляет не менее 10% , должна быть в любое время проведена аудиторская проверка деятельности общества даже в том случае, если общество по закону не обязано публико­вать вышеупомянутые документы.
Акционерное общество по решению общего собрания акцио­неров может быть преобразовано в общество с ограниченной от­ветственностью или в производственный кооператив, а также ре­организовано. Ликвидация акционерного общества может быть проведена по решению суда или добровольно по решению общего собрания акционеров.
Управление в обществе с ограниченной ответственностью регламентируется соответствующим законом и уставом общества.
Высшим органом управления в обществе с ограниченной от­ветственностью является общее собрание его участников. Поря­док созыва общего собрания и принятия на нем решений (проце­дура голосования, по каким вопросам требуется квалифицирован­ное большинство, а по каким достаточно простого большинства) предусматривается уставом общества.
Исключительной компетенцией общего собрания общества должно быть:

  1. изменение устава общества;
  2. изменение величины уставного капитала;
  1. образование исполнительных органов общества или пре­кращение их полномочий;
  2. решение о преобразовании, реорганизации или ликвида­ции общества;
  3. утверждение балансов, счетов прибылей и убытков, а также годовых отчетов общества;

•  распределение чистой прибыли.
В соответствии с законодательством и уставом общества, по решению общего собрания к исключительной компетенции об­щего собрания могут быть отнесены также и другие вопросы.
Общее собрание создает подотчетный ему исполнительный орган управления обществом. Исполнительный орган управле­ния может быть как единоличным (генеральный директор, ди­ректор, руководитель), так и коллегиальным (правление). Прав­ление избирает своего председателя (президента)
Единоличный управляющий для осуществления менеджмен­та (менеджер) может быть избран общим собранием участников также из числа посторонних наемных работников.
Исполнительный орган управления осуществляет текущее (оперативное) управление обществом. Он подотчетен общему со­бранию. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы на решение исполни­тельных органов общества.
Для проверки правильности ведения финансовых документов общества оно вправе ежегодно привлекать профессионального ауди­тора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Такая проверка также должна проводиться в любое время по требованию хотя бы одного из его участников.
За исключением специально оговоренных законом случаев публичная отчетность общества с ограниченной ответственно­стью не требуется.
Ликвидация общества с ограниченной ответственностью про­изводится по решению суда или добровольно по решению общего собрания участников.
Управление в обществе с дополнительной ответственно­стью осуществляется в основном по тем же правилам, что и в об­ществе с ограниченной ответственностью.
Управление в производственном кооперативе регламентиру­ется соответствующим законодательством и уставом кооператива.
Высшим органом управления в кооперативе является общее собрание его членов. Исключительной компетенцией общего соб­рания является:

  1. прием и исключение членов кооператива;
  2. изменение устава кооператива;
  3. образование наблюдательного совета и исполнительных органов кооператива, а также досрочное прекращение их полно­мочий; образование исполнительных органов и прекращение их полномочий устав может поручить наблюдательному совету;
  4. утверждение балансов, распределения прибыли и убыт­ков, а также годовых отчетов;
  5. решение о преобразовании, реорганизации и ликвида­ции кооператива.

В соответствии с законодательством и уставом кооператива к компетенции общего собрания могут быть отнесены и другие вопросы.
При принятии решений общим собранием каждый член коо­ператива располагает одним голосом. В кооперативе с числом членов более пятидесяти для осуществления контроля за дея­тельностью исполнительных органов общее собрание кооперати­ва образует наблюдательный совет. Вопросы, отнесенные зако­нодательством к исключительной компетенции общего собрания или наблюдательного совета кооператива, не могут быть ими пе­реданы его исполнительным органам.
Общее собрание кооператива образует исполнительные орга­ны, в качестве которых выступают правление кооператива и его председатель. В небольших кооперативах правление не создает­ся. Исполнительные органы кооператива осуществляют текущее (оперативное) управление. Они подотчетны правлению коопера­тива и общему собранию его членов. Членами наблюдательного совета, правления, а также председателем кооператива могут быть только его члены. Совмещение должностей в наблюдатель­ном совете и исполнительном органе не допускается.
Производственный кооператив может быть по единогласному решению его членов преобразован в хозяйственное товарищество или общество. Добровольная реорганизация или ликвидация кооператива производится по решению общего собрания. Коопе­ратив может быть ликвидирован по решению суда.
Управление государственным и муниципальным коммерче­ским предприятием (так называемым унитарным) регламенти­руется соответствующим законодательством, а также уставом предприятия.
Органом управления унитарным предприятие является руко­водитель (генеральный директор, директор), назначаемый собст­венником либо уполномоченным собственником органом - госу­дарственным или муниципальным органом власти. Руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия подотчетен собственнику его имущества.
Фирменное наименование государственного или муници­пального предприятия должно содержать имя собственника его имущества.
Государство и муниципалитет не отвечают по обязательствам соответствующих учрежденных ими предприятий. Государст­венные и муниципальные предприятия, в свою очередь, отвеча­ют по своим обязательствам всем переданным им государствен­ным и муниципальным имуществом и не отвечают по обязатель­ствам государства или муниципалитета.
Управление на государственных и муниципальных унитар­ных предприятиях может осуществляться в двух формах: на осно­ве хозяйственного ведения, на основе оперативного управления.
Управление в некоммерческих организациях регламентиру­ется соответствующим законодательством, а также уставом орга­низации.
Высшим органом управления потребительским кооперати­вом является общее собрание членов кооператива. Общее собра­ние образует исполнительный орган кооператива. Общее собра­ние и исполнительный орган потребительского кооператива рас­полагают исключительной компетенцией в решении вопросов, предусмотренных для них законодательством и уставом коопера­тива. К управлению потребительским кооперативом применимы общие принципы, предусмотренные законодательством для про­изводственных кооперативов.
Управление общественными и религиозными организация­ми строится исходя из общих принципов, заложенных в законо­дательстве (прежде всего в Гражданском кодексе Российской Фе­дерации), а также в соответствующих уставах. Поскольку обще­ственные организации носят добровольный характер, управление ими предусматривает демократический порядок вы­борности органов власти и равенства голосов всех членов органи­зации при принятии решений. Принципиальная схема управле­ния: общее собрание (съезд) - президиум (правление) - избран­ный руководитель (председатель). Правление и руководитель подотчетны общему собранию (съезду).
Управление фондами исходит из того, что учредитель - соб­ственник имущества, передавая фонду определенные средства, не становится его участником. В связи с этим управляют фондом лишь его участники, ведущие работу в фонде.
Контроль за деятельностью фонда осуществляет попечитель­ский совет, сформированный из представителей организаций и авторитетных граждан, представляющих то направление, в ко­тором работает фонд (социальное, культурное, образовательное и т. д.). Попечительский совет, как правило, назначает руководи­теля фонда, а тот, в свою очередь, принимает на работу осталь­ной управленческий персонал. Управление фондом осуществля­ется с обязательным утверждением или согласованием попечи­тельского совета.
Органы управления фондом могут вносить изменения в его устав лишь в тех случаях, когда такая возможность предусмот­рена в самом уставе. Это сделано для того, чтобы фонд не отхо­дил от своих уставных целей.
Ликвидация фонда возможна только в судебном порядке, са­моликвидация фонда запрещена законом.
Управление учреждениями регламентируется соответствую­щим законодательством, а также уставами, общими и адресны­ми положениями, утвержденными собственником имущества учреждения.
Управление учреждениями ведется по правилам оперативно­го управления для государственных и муниципальных унитар­ных предприятий. Во главе учреждения собственник имущества ставит руководителя по своему усмотрению. Выборность органа управления, как правило, исключается. Собственник-учреди­тель полностью отвечает по обязательствам своего учреждения. В связи с этим банкротство учреждений не предполагается.
Управление объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами) строится исходя из общих принципов, заложенных в за­конодательстве (прежде всего в Гражданском кодексе Российской Федерации), а также в соответствующих уставах и договорах.
Поскольку объединения юридических лиц носят доброволь­ный характер, управление ими базируется на демократических принципах выборности руководителей и равенства голосов всех членов объединения при принятии решений. Порядок образова­ния и компетенция органов управления объединения юридиче­ских лиц, а также порядок преобразования, реорганизации и ли­квидации этих лиц определяются уставом объединения.
Ассоциации или союзы могут создаваться порознь как коммер­ческими, так и некоммерческими организациями. Одновременное участие в одном и том же объединении коммерческих и некоммер­ческих организаций не допускается. Объединения юридических лиц не вправе выполнять какие-либо функции по управлению на­ходящимися в их составе организациями. Их задача ограничивает­ся представительскими функциями и защитой интересов участни­ков, а также координацией этой деятельности. Участники ассоциа­ции или союза самостоятельно определяют его деятельность и осуществляют необходимое для этого управление.
Объединение юридических лиц не отвечает по обязательст­вам своих членов. Однако члены ассоциации или союза могут от­вечать по долгам объединения своим имуществом. Банкротство объединений юридических лиц не предполагается.
Рассмотрим структуру, объекты и органы управления про­изводственно-экономической системой.
Важным фактором с точки зрения системного подхода к предприятию является организация управляемой системы, ко­торая рассматривается как определенная упорядоченность эле­ментов системы и их взаимодействия. В качестве элементов управляемой системы в данном случае выступают вещественные и личные объекты - средства производства и люди.
Понятие организации включает, таким образом, становле­ние системы и управление ее функционированием. Вследствие этого понятие организации в известном смысле шире, нежели понятие управления. Однако с момента создания предприятия все его элементы должны функционировать взаимосвязанно, чтобы избранные критерии достигали экстремальных значений и цели функционирования предприятия реализовывались наи­лучшим образом. Обеспечение наилучшей, относительно избран­ных критериев, работы предприятия и составляет цель функцио­нирования его системы управления. Структура системы управ­ления отражает, как правило, структуру объекта управления в том смысле, что основным подразделениям предприятия соот­ветствуют аналогичные подразделения системы управления.
Под системой управления предприятием следует понимать организованный коллектив специалистов, выполняющий все функции управления, обеспечивающие достижение целей дея­тельности предприятия, с использованием необходимой инфор­мации, методов и техники управления. Системой функций управления будем называть полный комплекс взаимоувязанных во времени и пространстве работ по управлению.
В качестве основных системных функций управления пред­приятием целесообразно принять:

  1. планирование производственно-экономической деятель­ности предприятия;
  2. оперативное управление производством;
  3. управление развитием предприятия и технической под­готовкой производства;
  4. управление материально-техническим снабжением произ­водства;
  5. управление сбытом готовой продукции;
  6. контроль качества продукции;
  7. учет производства и осуществление финансовой деятель­ности предприятия;
  8. управление техническим обеспечением и организацион­но-хозяйственным обслуживанием производства;
  9. подбор, расстановку, воспитание и повышение культур­но-технического уровня кадров;
  10. управление социальным развитием предприятия;
  11. совершенствование организации производства, труда и управления.

Для выполнения каждой из перечисленных функций управ­ления нужно обеспечить выполнение комплекса работ или реше­ние комплекса частных задач управления.
Естественно, что процессы производства и управления проте­кают параллельно и взаимосвязанно, составляя вместе единую систему. Производство не может функционировать без управле­ния, а управление без производства лишено смысла.
Система управления предприятием является многоуровне­вой. Существует иерархия уровней. Материальное производство представляется в виде потока преобразования ресурсов, подвер­женного стохастическому влиянию внешней среды. Функцией управления, непосредственно связанной с материальным пото­ком, является функция обеспечения производственного процес­са необходимыми ресурсами - предметами труда, орудиями тру­да и людьми, преобразующими предмет труда с помощью орудия труда в готовую продукцию. Для циклического осуществления данной функции необходима реализация продукции. Таким об­разом, в эту функцию входят наем и увольнение работников, поддержание запасов и реализация готовой продукции, обеспе­чение энергией, инструментом и ремонтом, поддержание на уровне основных производственных фондов.
Для поддержания на каждый данный момент уровня ресур­сов в должном состоянии необходимо управлять процессом их обеспечения во времени. Это выполняют два следующих уровня иерархии управления: оперативно-производственное планиро­вание и оперативное регулирование. Они играют основную роль в процессе стабилизации деятельности промышленного предпри­ятия. Функция оперативного регулирования принимает инфор­мацию о требуемом и фактическом состоянии процесса, выраба­тывает управляющие воздействия и реализует их. Информация о требуемом состоянии процесса подается ей от функции опера­тивно-производственного планирования, которая по существу дает текущие установки регулируемых параметров объекта управления (на месяц, сутки, смену). Эти установки можно зада­вать исходя из нормативных данных и годовой производствен­ной программы.
Годовая производственная программа является функцией следующего уровня иерархии — функции технико-экономиче­ского планирования. Она составляется исходя из заданий, посту­пающих от вышестоящей инстанции, информации о состоянии производства и внешней среды, а также исходя из результатов функционирования подсистемы прогнозирования и развития предприятия, занимающей самое высокое положение в иерархии управления предприятием.
Функцией системы прогнозирования является анализ и оценка эффективности всей хозяйственной деятельности пред­приятия и предсказания о перспективах его развития в зависи­мости от требований всей экономической системы общества и со­стояния среды. Результат действий этой подсистемы влияет на состояние годовых планов и на специальное и техническое раз­витие предприятия.

НАВЕРХ