Студенту >> Философия и теории управления


Организация, самоорганизация и самоуправление

Полем деятельности руководителя является организация.
Под организацией понимается группа людей объединенных общими целями. Такими целями в менеджменте являются полу­чение прибыли и решение уставных задач организации.
В качестве организаций могут выступать предприятия, учре­ждения, а также объединение нескольких организаций. Органи­зации, как правило, имеют правовой статус юридического лица.



Любая организация предполагает определенное расположение ее на территории и в рамках отведенного для нее там места, кон­кретную структуру — составные части и их взаимодействие (иерар­хию, взаимосвязь), а также разделение между этими частями предусмотренных для них обязанностей - функций.
Характеристика каждой организации должна предусматривать:

  1. основные цели и задачи;
  2. составные части (подразделения);
  3. распределение функций между подразделениями;
  4. используемые ресурсы;
  5. внешнюю и внутреннюю среду;
  6. систему управления;
  7. объем управленческой деятельности.

Целью организации (конечной задачей) является получение прибыли (для коммерческих организаций) и выполнение своего уставного предназначения (для некоммерческих организаций). Задачи организации характеризуют шаги, ведущие к достиже­нию этой цели. В соответствии с целями и задачами организации и потребностями эффективного управления создаются необходи­мые подразделения.
Деятельность организации предусматривает использование различных ресурсов: природных (пахотная земля, полезные ис­копаемые, водные ресурсы); капитала (материальная и интел­лектуальная собственность); трудовых (физические и умствен­ные способности персонала); управленческих (способность ра­ционально распорядиться ресурсами, организовать работу). В процессе деятельности организации происходит целенаправ­ленная переработка материалов, энергии и информации.
Внешнюю среду организации образуют экономика страны, ры­ночная конъюнктура, законодательство, органы власти, государст­венного и муниципального управления, общественные организа­ции, партнеры, конкуренты, средства массовой информации, уро­вень техники и технологии, моральные ориентиры общества и т. п.
Внутренняя среда организации это ее миссия, цели, задачи, персонал, структура, технологии управления, производства, работы с информацией.
Система управления является важнейшей характеристикой организации. Эта система предполагает наличие и функциониро­вание руководителей и объектов управления, каналов для переда­чи командной информации и информации состояния (обратной связи), целенаправленную переработку этой информации, дея­тельность по подготовке и принятию управленческих решений.
Объем управленческой деятельности напрямую связан с со­ставом, содержанием и масштабом решаемых организацией задач и может в зависимости от этого выполняться следующим образом:

  1. при ограниченном круге задач организацией может ру­ководить один из ее сотрудников;
  2. расширение круга задач требует выделения для управле­ния организацией специального человека - менеджера;
  3. дальнейшее увеличение поля деятельности организа­ции, связанное с умножением и усложнением стоящих перед ней задач, требует создания линейной иерархии и функциональной специализации руководства, появления профессионального управления - менеджмента.

По характеру деятельности организации могут быть обще­ственные и хозяйственные. Общественные организации - добро­вольные объединения граждан, создаваемые для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей. Это полити­ческие партии, творческие союзы, профессиональные союзы и т. д. Хозяйственные организации создаются для удовлетворе­ния материальных и социальных потребностей человека и обще­ства и получения предпринимательской прибыли. Это предпри­ятия и их объединения.
Деятельность организаций может осуществляться в экономи­ческой, политической, социальной, военной и других сферах. В экономической сфере работают предприятия различных отрас­лей народного хозяйства, банки, биржи и т. п. В политической сфере заняты учреждения государственного и местного управле­ния, политические партии и т. д. В социальной сфере действуют учреждения образования, здравоохранения, культуры, социаль­ной поддержки населения.
По отраслевой принадлежности различают промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые организации.
По отношению к власти организации могут быть правительст­венными и неправительственными. Правительственные органи­зации создаются органами власти для решения свойственных им задач. Они имеют официальный статус и соответствующие права и привилегии. Это могут быть, например, научно-исследовательские учреждения, комиссии, делегации и т. п. Неправительственные организации создаются на инициативной основе физическими или юридическими лицами для решения частных задач и никакими особыми правами или привилегиями не обладают.
В зависимости от государственной принадлежности различа­ют национальные (отечественные) организации и организации, созданные с участием иностранных физических и юридических лиц (например, предприятия с иностранными инвестициями).
По степени самостоятельности организации могут быть головными (материнскими) и дочерними. Головные организации обладают правом независимого принятия управленческих реше­ний, хозяйственно-финансовой самостоятельностью. Дочерние организации такой независимостью и самостоятельностью не об­ладают и работают под руководством головной организации.
В зависимости от форм собственности организации могут быть частными, государственными, муниципальными и иных форм - об­щественных и религиозных организаций, объединений и т. д.
В зависимости от организационно-правовых характери­стик организации могут иметь форму государственного или му­ниципального предприятия, производственного кооператива (ар­тель) или потребительского кооператива, хозяйственного това­рищества или общества, общественной или религиозной организации, объединения или союза, учреждения, фонда.
В зависимости от наличия юридического лица организации могут создаваться как с образованием юридического лица, так и без образования юридического лица.
По численности работающих различают организации малой численности (малые предприятия), средней и большой численности.
По времени функционирования организации могут быть по­стоянные, временные (сезонные), периодически действующие.
По отношению к коммерческой деятельности (получаемой прибыли) организации делятся на коммерческие и некоммерческие.
В зависимости от оформления в органах власти организации могут быть как формальными (зарегистрированными в установ­ленном порядке), так и неформальными (не нуждающимися в регистрации).
В зависимости от отношения к бюджету различают бюджетные организации (финансируемые из государственного или местного бюджета) и небюджетные (финансирующиеся самостоятельно).
В зависимости от организационной структуры — построения подразделений органов управления и их взаимосвязей - разли­чают организации линейной, звездной, кольцевой и других структур (см. далее).
В зависимости от особенностей построения и функциониро­вания системы управления организацией организации различа­ются по характеру субъектов и объектов управления, количеству уровней управления, используемым при управлении системным принципам.
Развитие российских демократических институтов страны, становление гражданского общества, расширение доступа к управлению трудовых коллективов делает актуальной самоорга­низацию и самоуправление на предприятиях и в учреждениях.
В первой главе мы рассмотрели обыденное и научное понима­ние самоорганизации. Самоорганизация, сказали мы, отличает­ся от процесса организации тем, что сущность процесса здесь объясняется уже природой самой системы (а не действием внешних факторов). То есть организация как система называет­ся самоорганизующейся, если она без дополнительного воздей­ствия извне обретает определенную пространственную, времен­ную или функциональную структуру. Самоорганизацию как яв­ление открытых систем изучает такая наука, как синергетика.
Самоорганизация (в конкретно-организационном, в деятель-ностно-человеческом смысле слова) проявляется в том, что в ка­ждом человеке, в каждом работнике, члене трудового коллекти­ва заложены огромные творческие возможности не только ис­полнения трудовых заданий, но и налаживания самого процесса организации работы, способность управления своим потенциа­лом не по указанию сверху, а исходя из собственных целей.
Самоуправление означает делегирование полномочий руко­водителей организации вниз по иерархической лестнице на уро­вень коллектива работников, вплоть до каждого рабочего места, и соответствующее принятие этих полномочий низовыми звеньями.
Самоорганизация и самоуправление - это единый процесс, благодаря которому управленческое воздействие получает новый источник, берущий начало изнутри объекта управления.
Самоорганизация и самоуправление основываются на много­вековом человеческом опыте, свидетельствующем о том, что че­ловека трудно заставить хорошо делать что-либо «из-под палки», что только пробуждение внутренней мотивации способно полно­стью реализовать творческий потенциал работника.
В основе философии и теории самоорганизации и самоуправ­ления лежат следующие вполне очевидные, подкрепленные практикой, требования:

  1. сокращение объема управленческой работы руководителя путем делегирования части его полномочий на нижние уровни управления;
  2. разделение управленческих задач по функциональному признаку;
  3. придание управлению правового характера, регламентиро­вание управленческого процесса;
  4. упорядочение управленческого процесса, наделение его признаками автоматизма;
  5. создание возможности связи управления и организации с мотивами трудовой деятельности работника;
  6. передача на нижние уровни управления не только части рас­порядительных функций, но и ответственности за их исполнение;
  7. расширение возможностей самоконтроля работника, кото­рый в ряде случаев становится единственным способом оценки эффективности и качества труда.

Успешность самоорганизации и самоуправления во многом объясняется тем, что работник все больше становится не только производителем продукции, но и ее потребителем. При этом

качество управления процессом собственного труда обеспечивает качество потребляемых им товаров, т. е. качество жизни самого работника.
Построение самоуправления стало возможным лишь с нача­лом демократических преобразований в жизни российского обще­ства, появлением в нашей стране понятия «прав человека», созда­ния механизма защиты этих прав. Развитие самоорганизации и самоуправления означает раскрепощение личности человека тру­да, превращение его из безликого «винтика» в самодействующего и ответственного субъекта производства.
Самоорганизация и самоуправление означают возможность передачи на уровень трудового коллектива и каждого отдельного работника следующих управленческих задач:

  1. экономических (коммерческих);
  2. финансовых;
  3. производственных;
  4. конструкторско-технологических;
  5. организационных;
  6. координационных и регулятивных;
  7. мотивационных и активизационных;
  8. учетных;
  9. контролирующих;
  10. аналитических.
НАВЕРХ