Студенту >> Философия и теории управления


Мотивация, активизация и стимулирование

Активизация и стимулирование предусматривают изучение мотивов для эффективного труда и направленное использование руководителем стимулов к труду каждого работника и коллекти­ва в целом.
Мотивация связана с необходимостью удовлетворения чело­веческих потребностей, теория которых была создана А. Маслоу. Потребности человека не равноценны, а имеют сложную нерав­нозначную структуру.
Все потребности делятся на две группы — базисные и производ­ные. Базисные потребности носят постоянный характер и имеют свою иерархию; производные - изменяются и не имеют иерархии.
Базисные потребности имеют пять уровней (по восходящей):

  1. уровень - физиологические и сексуальные потребности (в воде, пище, продолжении рода);
  2. уровень - потребности существования (в безопасности, за­щищенности, уверенности в завтрашнем дне, стабильности);
  3. уровень - социальные потребности (в совместном труде, принадлежности к коллективу, внимании к себе, заботе об окру­жающих);
  4. уровень - престижные потребности (в уважении, статусе, служебном росте);
  5.   уровень - духовные потребности (в творчестве, самовыра­жении).

Первые два уровня базисных потребностей называются пер­вичными и являются врожденными. Следующие три уровня на­зываются вторичными и имеют приобретенный характер.
Ценность потребностей на каждом уровне различна. Потреб­ности вышележащего уровня становятся насущно актуальными лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.
Производные потребности - это потребности в благополу­чии, справедливости, порядке, одинаковых законах и правилах морали для всех людей. Производные потребности имеют одина­ковую ценность и именно поэтому в иерархии не нуждаются.
Изучение потребностей персонала дает в руки руководителя научный инструмент для понимания мотивации работников с целью их обоснованного стимулирования и активизации. Меха­низм активизации и стимулирования работников подробно изло­жен ниже, при рассмотрении экономических, социально-психо­логических и воспитательных методов управления.

НАВЕРХ