Студенту >> Философия и теории управления


Координация, регулирование, учет, контроль и анализ

Координация и регулирование предполагают деятельность руководителя по поддержанию работы предприятия на заплани­рованном уровне.
Координация это согласование деятельности организации и ее подразделений с намеченным планом. В отличие от прямого, административного вмешательства в деятельность подчиненных координация предполагает косвенные, преимущественно эконо­мические методы управления. При этом создаются условия, при которых управляемый объект сам, по собственной инициативе будет работать в определенном, оптимальном для организации, направлении.
Регулирование это коррекция деятельности организации, изменение ее состояния путем принятия необходимых поправок к управляющим воздействиям руководителей всех уровней. Ре­гулирование дополняет координацию и применяется тогда, ко­гда одной координации оказывается недостаточно.
Для осуществления координации и регулирования руководи­тель должен располагать достоверной и своевременной информа­цией о требуемом и фактическом состоянии объекта управления, а также о причинах, вызывающих сбои в его работе. Такими причинами могут быть ошибки в прогнозах, необоснованно, не­продуманно составленные планы, постоянный или временный дефицит информации, некачественные решения, плохая испол­нительская дисциплина, плохой учет, анализ деятельности и контроль.
Учет, анализ и контроль — безусловно важнейшие функции управления. Однако не следует придавать им чрезвычайного, са­модовлеющего значения. При всей их важности учет, анализ и контроль имеют смысл лишь тогда, когда способны реально под­нять эффективность деятельности организации. Расходовать средства на совершенствование учета и его расширение имеет смысл, только если уверен, что от этого улучшатся конкретные результаты работы. Это относится и к контролю, и к анализу.
Функция контроля имеет для руководителя особое значение. В фундаментальном труде «Основы менеджмента» (авторы М. X. Мескон и др.) контроль определяется как «процесс обеспе­чения достижения организацией своих целей». Рассмотрим эту функцию несколько подробнее.
Контроль необходим руководителю, вопервых, для снятия неопределенности информации о текущем состоянии дел в орга­низации, вовторых, для предупреждения возможности возник­новения связанных с этой неопределенностью кризисных ситуа­ций и, втретьих, для постоянного поддержания условий успеш­ной деятельности предприятия.
Различают предварительный, текущий и заключительный контроль.
Предварительный контроль имеет свою стратегию, правила и процедуры. Его объектами обычно являются всевозможные ресур­сы (материальные, финансовые, трудовые и т. д.). Текущий конт­роль ведется, как правило, непосредственным начальником над своими подчиненными. Он проводится постоянно, не ожидая окончания работы и ее результатов. Заключительный, или конечный, контроль проводится по окончании работы над произведенной пр­дукцией либо по истечении определенного заданного времени.
Процесс и связанная с ним процедура контроля складывают­ся из трех взаимосвязанных этапов:

  1. выработки критериев и стандартов;
  2. сравнения с этими показателями полученных результатов;
  3. выполнения требуемых регулирующих и корректирующих действий.
Хороший контроль должен обеспечивать следующие основные требования:
  1. своевременность;
  2. гибкость (способность отслеживать меняющиеся условия деятельности);
  3. нацеленность на конечный результат;
  4. высокий профессионализм;
  5. простота;
  6. экономичность.
НАВЕРХ