logo

Образовательная поддержка I В помощь студенту и аспиранту

Панславизм. Идея панславизма

Заманчивые идеи панславизма уже несколько веков не покидает славянские умы, они очень живучи и как пучина затягивают в свои сладкие, но утопические сети все больше и больше последователей. Непосвященному человеку непонятна суть самого термина «панславизм» и то, что кроется за этим понятием, вкратце попробуем это раскрыть. Выразить всю суть можно одним предложениям, панславизм – это идея объединения всех славянских народов, для того, чтобы вместе противостоять иным культурам и мировоззрениям, таким, как западная культура, азиатская и арабская.

Принято считать, что амбициозные идеи объединения всех славян возникли в XVIII — XIX вв среди западных славян, которые терпели утиски Австро-Венгерской империи. В те времена ярко выражал подобные мысли в своих творениях чешский поэт – Ян Коллар. Единственным верным выходом из сложившейся ситуации он считал объединение славян, по его мнению, только так можно было освободиться от гнёта Габсбургов.

На самом деле идея панславизма родилась намного раньше, сразу после развала Византийской империи (1453 год). Тогда начали распространяться мыли о возможности возникновения Третьего Рима, который стал бы покровителем всем православным народам. Из уст в уста передавались пророчества монаха из Пскова Филофея: «Два Рима пали, третий предстоит, а четвёртому не быть». Византия в свое время «предала» православное христианство, заключив в 1439 году унию с римо-католиками. Россия остро осуждала такой поступок и не признавала унии, поэтому заслуживает быть единственным неискушенным центром для всех православных, именно ей и суждено быть Третьим Римом.

На протяжении многих веков развивалась теория панславизма, ее мысли звучат амбициозно, и очень привлекательно, но на лицо видны очень острые противоречия и не соответствие объективной реальности, это и заводит саму идею в тупик.

Слабые места теории панславизма

Многие убеждения адептов исповедующих идею объединения славян на самом деле не совсем соответствуют реальной действительности, в них есть только доля правды, попробуем перечислить спорные моменты, которые содержит теория панславизма:

  1. Разграничение славянской культуры и европейской. Под европейской культурой имеется ввиду романо-германская культура, адепты убеждены, что такое мировоззрение и жизненные ценности не свойственны славянам, скорее всего - чужды. В этом есть доля правды, но объективная реальность говорит, что жизненные ценности обычного среднестатистического украинца, белоруса, немца, русского, поляка мало чем отличаются. И этот пункт теории больше похож на красивую рекламацию, широкий жест, чем на правду. Славянские народы, особенно западные, уже давно находятся под большим влиянием западной культуры и успели слиться с ней.
  2. Панслависты часто забывают, что идея панславизма – это не национализм, поэтому начинают отходить от сути теории образуя свою ветвь. В этом свете теряется представление о единстве культур, ценностей славянских народов. Некоторые доходят до крайностей и считают, что в России должны жить только россияне, такое мировоззрение больше похоже на обычный фашизм.
  3. Теория панславизма не дает четкого ответа на то, каковым должно быть государственное объединение славян в политическом аспекте. Они собираются создавать сверхгосударство, но совсем не объясняют принципы его управления, скорее всего на практике такое реализовать будет невозможно.

Самые известные панслависты

  1. Западные панслависты: хорватский поэт-революционер Сильвие Страхимир Краньчевич, словак Самуэль Томашик, чех Вацлав Ганка, Ян Коллар, поляк Адам Мицкевич, болгарин Добри Чинтулов, серб Джюра Якшич.
  2. Русские панслависты: Антон Чехов, Федор Тютчев, Данилевский, Бальмонт, Александр Пушкин, Николай Гоголь, декабристы.

Сталин, обсуждая идеи панславизма, утверждал, что славянские народы развивались в разных общественно-бытовых и этнографических условиях, поэтому отличаются культурными укладами. Географическое размещение разных славянских народов не позволяет их так просто объединить, поэтому в лучшем случае возможен только союз. В его словах есть большая доля правды, прошло много веков, но о сих пор так и не понятно, будет ли идея панславизма реализована или далее продолжит разливаться романтической сказкой в умах интеллигентов.