Аспиранту >> Вопросы и ответы на кандидатский минимум по историии и философии науки (общий блок)


Традиции инновации в развитии науки. Концепция роста научного знания К.Поппера.

Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществления из опровержений, в результате чего решаются научные проблемы.

  1. классическая наука (до 20-30г.19в.)
    идеал - абсолютная объективность; зад. - описание; средства – книги; метод –наблюдение; идея механицизма; методология – метафизическая (из внешних причин развития); предмет изучения – вещество (масса).
  2. 20-30г.19в. не классическая наука
    научно-техническая революция (появление приборов); предмет изучения – физические поля; идеал – относительные знания; зад. – объяснения с помощью законов; средства – приборы; метод – эксперимент; геометрия Римана и Лобачевского; методология – диэлектрика Гегеля (внутренние причины)
  3. 20г.20в. новая научно-техническая революция, постнеклассическая наука (квантово – релетевисткая концепция)
    идеал – вероятностные знания; зад. – научный прогноз; средства – интернет; фрактальная геометрия; методология – синергетика (теория саморазвивающихся, самоорганизовывающихся  сложных неравновесных т-д систем)

Поппер рассматривает знание (в любой его форме) не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся, развивающуюся. Этот аспект анализа науки он и представил в форме концепции роста научного знания. Отвергая агенетизм, антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что метод построения искусственных модельных языков не в силах решить проблемы, связанные с ростом нашего знания. Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим. Поппер отчетливо осознает, что выдвижение на первый план изменения научного знания, его роста и прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу науки как систематизированной дедуктивной системы. Этот идеал доминирует в европейской эпистемологии, начиная с Евклида.
Для Поппера рост знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, "дарвиновский отбор". Говоря о росте знания, он имеет в виду не накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями.
Рост научного знания осуществляется, по его мнению, методом проб и ошибок и есть не что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации - вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса. Среди них такие факторы, как, например, отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм. К необходимым средствам роста науки философ относит такие моменты, как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии.
В своей концепции Поппер формулирует три основных требования к росту знания. Во-первых, новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи. Во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т.е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. Иначе говоря, новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования. В-третьих, хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки. Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.
Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой: Р1 - ТТ - ЕЕ - Р2, где Р1 - некоторая исходная проблема, ТТ - предположительная пробная теория, т.е. теория, с помощью которой она решается, ЕЕ - процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок, Р2 - новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить новую, более глубокую и более информативную теорию.

 

НАВЕРХ