Аспиранту >> Вопросы и ответы на кандидатский минимум по историии и философии науки (общий блок)


Структура научного знания. Функции научного знания

Вопрос о структуре научного знания относится к основным философским вопросам современной науки. В данное понятие обычно включаются уровни познания, элементы научного знания и основания науки.

Уровни познания исходят из основных методов исследовательской деятельности. Они делятся на теоретические и эмпирические. Теоретическим базисом современного научного знания являются основания науки, а элементами научного знания являются различные формы, в которые организована информация. Рассмотрим подробнее структуру современного научного знания.

Научное знание представляет собой сложную систему, в которую включена разнообразная научная информация. Она представлена в различных формах организации. Это могут быть факты, понятия, концепции, гипотезы и многое другое. Все это многообразие объединяется центральным звеном знания – теорией.

Следующей составной частью структуры научного знания являются уровни познания. Первый уровень – эмпирическое познание. Оно основано на наблюдении и эксперименте, оценке моделей, которые имеют основные черты изучаемого явления. Все, что воспринимается органами чувств, регистрируется приборами, в процессе эмпирического познания переходит в разряд научных фактов. Затем эти факты могут объединяться и формулируются простейшие законы, основанные на группе эмпирических наблюдений.

Вторым уровнем познания является – теоретический уровень. В нем заключен процесс познания, который только на первых своих этапах опирается на реальные факты. В дальнейшем происходит процесс абстрагирования. Построение теорий и законов осуществляется в более общем плане по сравнению с эмпирическим уровнем. Как правило, теоретические законы основываются на множестве эмпирических знаний, а точнее на абстрагированных фактах, и относятся к объектам не наблюдаемым.

Формально теоретический уровень познания можно назвать более высоким уровнем. Но в то же время между эмпирическим и теоретическим уровнями существует тесная взаимосвязь. Знания, полученные эмпирическим путем, становятся основой для фундаментальных теоретических исследований. Но в то же время обобщающая сущность теоретических законов такова, что они могут указывать направление для дальнейших эмпирических исследований. Именно теоретические обобщения ставят новые цели и задачи, которые и развивают эмпирическое знание.

Третий важный элемент в структуре современного научного знания – основания. Это теоретический базис, основные понятия, на которых затем строится и развивается научное познание. Его основами выступают философские принципы и возможные идеи, нормы исследования, его принципы, идеалы, немаловажным элементом является научная картина мира.

Идеалы и нормы в структуре научного знания являются важными требованиями к доказательности положений, их рациональности, которая выражается в обоснованности. Рациональность представляет собой важную составляющую. В научном познании все последующие положения выводят опираясь на уже существующие и доказанные. Без этого требования наука не смогла бы поддерживать достоверность научного знания. Велика роль и научной картины мира. Это целостная система представлений о закономерностях и взаимосвязях природы и общества. Научная картина мира складывается на основе научных достижений, которые существуют в конкретную эпоху. Они синтезируются и образуют целостную картину.

В структуре научного мышления обязательной составляющей являются логические нормы, без которых наука не смогла бы развиваться. Это законы тождества, непротиворечивости, достаточного основания и прочие, которые появлялись в науке постепенно, на протяжении многих веков.

Методы в структуре научного знания

Метод, в широком смысле слова, упорядоченный способ действия. Поскольку роль методов в научном знании очень велика, то для их изучения и разработки создана отдельная наука – методология.

Для структуры современного научного знания методы являются составной частью эмпирического и теоретического уровней познания. Выделяют методы теоретические и эмпирические. Каждая группа имеет собственные способы изучения и ориентирована на конкретный уровень познания. Так эмпирические методы оперируют реальными предметами и моделями. К таким методам относят наблюдение и эксперимент. Теоретические методы оперируют абстракциями и имеют собственную понятийную базу.

Функции научного знания

Рассматривать структуру знания сложно без упоминания функций научного знания. Одной из важнейших функций является – мировоззренческая. Ее изменение и становление происходило непрерывно и продолжается сейчас. Долгое время мировоззренческая функция сдерживалась религиозными догматами. Не освободилась окончательно она и по сей день, что очень огорчительно.

Технологическая функция науки, не составляет представление о мире, как это делает мировоззренческая, а позволяет преобразовывать окружающий мир под потребности человека. Технологическая функция научного знания активно стала развиваться в период становления индустриального общества. Изначально технологии были призваны бороться с природой, поскольку казалось, что она враждебна к человеку. Но затем эта борьба оказалась нерациональной, поскольку человек еще не настолько понял все природные взаимосвязи, чтобы их эффективно изменять. От изменения природы наука перешла к следующему этапу – взаимодействию с природой. Однако до настоящего времени человечество не может полностью отказаться от техногенного подхода. Это же в свою очередь усугубляет экологические проблемы.

К функциям научного знания относится рационализация человеческого поведения. Благодаря научным знаниям человек получает необходимые ресурсы, чтобы оптимизировать свою деятельность в различных сферах жизни. Это крайне необходимо, поскольку научно-технический прогресс продолжает увеличивать количество знаний, которые требуют более эффективного восприятия.

НАВЕРХ