Аспиранту >> Вопросы и ответы на кандидатский минимум по историии и философии науки (общий блок)


Определение диалектики. Исторические формы диалектики. Спор о диалектике.

Впервые термин «диалектика» употребил Сократ, понимая диалектику как искусство диалога.
Диалектика – это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях.
Основные типы диалектики:

  1. Стихийная диалектика древних философов:

    Учение Гераклита: «Все течет, все изменяется». Противоположностями Гераклит считал жизнь и смерть, вечное и приходящее, золото и солому.
    Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики».
    Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие.
    Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем. Диалектика Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии.

  2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии:
  3. Представителями являются Фихте, Кант, Гегель.
    Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, который доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям.
    Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития.

  4. Марксистко-материалистическая диалектика:

Диалектика – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях.
Ее появление связано с естественно-научым развитием:

  • Теория Дарвина (диалектика как учение о наиболее общих формах связи между организмом и средой, живой и неживой природой).
  • Клеточная теория (Шванн, Швеннер).
  • Закон сохранения и превращения энергии (взаимосвязь количества и качества).

Споры о диалектике
Теоретическое содержание диалектики до сих пор четко не определено, в связи с этим до настоящего времени продолжаются споры о ней. Эти споры имеют давнюю традицию, начиная с античности. Даже наиболее развитую форму идеалистической диалектики, гегелевскую диалектику, начисто отвергали и критиковали такие известные философы, соотечественники Гегеля, как Артур Шопенгауэр и Фридрих Тренделенбург. Классики марксистской философии подвергли гегелевскую диалектику критике и переработке с позиций материализма Марксистскую материалистическую диалектику оспаривали и до сих пор подвергают сомнению – многие западные философы. Вот что, например, пишет о диалектике (прежде всего марксистской) известный швейцарский философ Юзеф Бохеньский: «Большинство положений диалектики – суеверия. Это и убеждение в том, что природа «дискутирует» сама с собой, и вера в некую «высшую» логику, и уверенность в том, что с помощью этой так называемой диалектической логики можно достигнуть каких-либо результатов. Ведь она в лучшем случае представляет собой собрание весьма примитивных советов, далеких от принципов современной методологии науки».
В советское время материалистическая диалектика была канонизирована в качестве неотъемлемой черты официальной идеологии марксизма-ленинизма, что вело к ее догматизации, застою в развитии и даже деформации. В настоящее время материалистическая диалектика лишена идеологических окон, что увеличило, расширило простор для творческих дискуссий о ней, но при этом наблюдается и чисто нигилистическое отношение к ней как якобы философско-теоретической основе тоталитаризма. В то же время в среде отечественных и особенно западных философов и логиков отмечается новый интерес к диалектике. Словом, споры о диалектике не только продолжаются, но и актуализируются.
В единстве двух указанных противоположных тенденций в отношении к диалектике достаточно сильна негативная тенденция. Современное негативное отношение к диалектике. Конечно, имеет под собой определенное основание. По нашему мнению, можно выделить две основные причины такого отношения: 1) субъективная, точнее идеологическая; 2) объективная, точнее научно-теоретическая. Конечно, во многих работах данной (негативной) тенденции представлены обе причины, но все-таки в одних преобладает первая, в других – вторая. В первом случае диалектика отвергается как «душа марксизма», «алгебра революции», как «идеология тоталитаризма», а диалектическая логика объявляется классово-пролетарской лжедисциплиной.
Субъективной позиции, в частности, придерживается отечественный философ и логик В.И. Свинцов. Он отрицает диалектику и диалектическую логику.
Вторая, более важная и более глубокая причина негативного отношения к диалектике связана с некоторой неопределенностью ее статуса в научном познании и деятельности. Некоторые действительные недостатки диалектики, видимо, послужили одним из поводов для негативного отношения ней известного английского философа Карла Поппера, изложившего свои взгляды еще в 1937 году в докладе (а затем и в статье) «Что такое диалектика?». В данной работе, конечно, присутствуют аргументы против диалектики, относящиеся и к первой причине игнорирования ее, но наиболее существенны и рациональны аргументы, связанные со второй причиной. Рассмотрим и прокомментируем их.
Обсуждая смысл диалектики, Поппер концентрирует своё внимание на двух ее аспектах: как теории развития и как логике.

НАВЕРХ