Аспиранту >> Вопросы и ответы на кандидатский минимум по историии и философии науки (общий блок)


Иммануил Кант. Философия Канта.

Известный немецкий учёный, философ Иммануил Кант родился в 1724 году в большой семье ремесленника в Кенигсберге. Именно здесь будущий учёный, который позже прославился на весь мир как философ и автор философского учения, сначала учился, затем учительствовал, здесь же стал профессором, ректором университета. В Кенигсберге он написал все свои произведения и здесь он и умер в 1804 году.
Не только последователи, а и современники Канта называют его выдающимся мыслителем, который сумел разработать теорию, которая не утратила своего актуального значения и в наши дни. Графический немецкий идеализм, основателем которого был Кант, сыграл большую роль в развитии философской мысли.
Многие наши современники отмечают, что критическая философия Канта формировались в сложное для Германии время. В то время страна представляла собой конгломерат из нескольких самостоятельных государств, княжеств и герцогств, а также нескольким вольных городов. Для Германии того периода не была характерна общность как территориальная, так и духовная. Княжеский произвол, крепостное право, а также сепаратизм не давали возможности развиваться духовным интересам общества.
Но не везде по стране было так плохо. В Рейнской области наблюдалось небольшое экономическое оживление, именно оно и предвещало будущую промышленную революцию.
В это время немецкие философы выступают против черт архаичности общественного устоя и обращают внимание общественности на новые черты буржуазного порядка. В своих трудах они пытаются немного приблизиться к идеалам, отходя при этом от реальности жизни и тех культурных, политических и духовных процессов, которые проходили в стране.
В это время и начинает развиваться философия познания Канта. Весь период жизни и творчества философа разделен на «критический» и «до критический» периоды. Критический период характеризовался утверждением тог, что новые разработки в области эстетики философии должны лежать в основе критических исследований познавательных способностей на которые, прежде всего, должны опираться все отрасли науки.
Кант считал, что необходимо изучать познавательные способности и душевные силы человека, которые и отражают различные знания в области философии. Также необходимо исследовать границы, которые могли бы препятствовать силе самого сознания, необходимо исследовать философию природы и философию искусства, искать во всём критику чистого разума. Кант пытался доказать, что достоверность природы и явлений может быть исследована наукой только на основе идеалистического учения о пространстве и времени и на практике полного познания мира.
Учение Канта о человеческом познании опирается на созданную философом концепцию о создании суждений. Кант доказывал, что знания всегда проявляют в особой форме суждения, в которой фиксируется отношение или связь между существующими понятиями - субъектом и предметом суждения. По Канту существуют две разновидности такой связи. В одних суждениях мы не получаем новые знания о предмете сравнительно со знанием, которое является фиксированным в понятии "субъект - объект ". Такие суждения философ называет «аналитическими».
Может поэтому, вся философия Канта пронизана духом аристократическая реакции. Время от времени в его философском учении слышится голос немецкого обывателя, который тоскует по скудным русским реформам. Кант пытается все правовые нормы вывести из априорных положений. В основе права по Канту лежат 3 начала. Прежде всего, нужно хранить своё собственное право, не нарушать чужого и каждому должно воздастся по справедливости. Все эти нормы носили абстрактно-формальный, так называемый бессодержательный характер, ведь частная собственность человека, благодаря своему априорному происхождению, носила всеобщий характер. Все атрибуты, которые приписывались Канту, основывались на частной собственности. Кант считал, что благополучие народа зависит от государственных мужей, при этом должна осуществляться формальная и абстрактная справедливость.
Во всех свои взглядах Кант выступал, как решительный враг демократии и революции, он совершенно не возражал против отдельных реформ, которые проводились сверху, но оговаривал, что они должны иметь определенные ограничения. Также Кант считал, что подчинение должно быть умеренным и народ должен повиноваться власти.
Кант имел также свои взгляды на международные отношения. Согласно ним в этих отношениях господствовала сила, Кант выступал, за объединение народов и за всемирное гражданство, без границ и за полную ликвидацию национального суверенитета. Но каждый человек государства должен морально совершенствоваться. Все положения теории Канта, после повторного прочтения, открывают что-то новое.

НАВЕРХ