Аспиранту >> Вопросы и ответы на кандидатский минимум по историии и философии науки (общий блок)


Функции науки. Роль науки в современном образовании. Роль науки в формировании личности

В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира и сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методики.
Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может санкционировать изменение структуры образования, т.к. распространяется на все его компоненты: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы.
Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки.
Образовательные модели опираются на научные достижения и предполагают наличие методик, программ, планов, методологических и дидактических материалов.
Сам процесс образования – это взаимодействие двух полюсов: полюс, где сосредоточена информация (педагог) и полюс, к которому она трансформируется (обучаемый).
Процесс образования отличается от спонтанного «научения» тем, что носит целенаправленный характер и имеет свою логику, формы, стандарты, установки и принципы.
Образование – это интегративный процесс, включающий компоненты: обучения, передачи и сохранение традиций, развития эвристической и поисковой деятельности.
Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений в образовательной системе и внедрение новых образовательных технологий.
Влияние науки на образовательный процесс ведет к выделению следующих уровней:
– операционального (освоение логики учебного предмета);
– межоперационального (совокупность дисциплин данного учебного курса);
– тактического (отвечает за формирование содержания знания на основании пройденных дисциплин);
– стратегического (ставит задачи интегрирования содержательного потенциала знания во внутреннюю смысловую структуру личности);
– глобального (свидетельствует о сущностном ядре личности как результата интегративного и направленного образовательного процесса).
Роль науки в формировании личности
Личность, общество и государство связаны сложными взаимоотношениями, которые по-разному проявляются в традиционном и техногенном обществах.
В традиционном обществе/(«закрытого типа») личности не свойственна автономия и реализовать себя человек может лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей.
Для техногенного общества характерна интерпретация автономии личности как возможность активного деятельного отношения ко всем происходящим процессам. Преимущественно эта деятельность экстенсивна, направлена во вне, на переделку и преобразование внешнего мира.
Только в 20в. профессия ученого становится сравнима по значению с профессией церковника и законника.
Вернадский отмечал, что главным, живым содержанием науки является научная работа живых людей.
В эпоху НТП в большой науке выделяются следующие типы научной ориентации ученых:
– эвристическая, поисковая – выдвижение новых идей;
– аналитическая и экспликационная (уточняющая);
– проверка и обоснование имеющихся знаний;
– приложение научного знания.
Таким образом, ученые делятся на теоретиков, практиков, эмпириков, классификаторов и аналитиков.
Сегодня наиболее распространен тип ученого, который занимается решением многоплановой проблемы.
Максима техногенного века гласит: «Все должно быть научным, научно обоснованным и научно проверенным».
Научно-исследовательская деятельность является необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой невозможно нормальное существование и развитие общества.
Функции науки
Меняются от эпохи к эпохе и функции науки в жизни общества, ее место в культуре и ее взаимодействие с другими областями культурного творчества. Уже в XVII в. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стало восприниматься как нечто само собой разумеющееся.
Во второй половине XIX столетия наука получает все расширяющееся применение в технике и технологии. Сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную функцию – становится производительной силой общества.
ХХ век может быть охарактеризован как все расширяющееся использование науки в самых различных областях социальной жизни. Наука начинает все активнее применяться в различных сферах управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соединяясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль как непосредственной производительной силы.
+Культурная функция науки не сводима только к оценке результатов научной деятельности, но обнаруживает себя в процессе формирования человека как субъекта деятельности и познания.+
+Функции науки как фактора социальной регуляции проявляются в воздействии на потребности общества и как условие рационального управления.+
+Регулятивная функция науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему образования, воспитания, обучения и подключения к исследовательской работе. Ученый всегда – представитель той или иной социокультурной среды.+
+Социальная функция науки и в том, что научные методы и данные научных исследований используются для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития, а также для решения глобальных проблем современности.++ +Проективно-конструктивная функция науки – создание качественно новых технологий.+
Современные исследователи выделяют две общие для науки и образования функции:
неогуманистическая ориентация – акцент на выживание человечества (трансляция последующим поколениям не только совокупного знания, но и императивов на будущее);
экологическая ориентация направлена на сохранение природы вообще.

НАВЕРХ