Аспиранту >> Вопросы и ответы на кандидатский минимум по историии и философии науки (общий блок)


Философия русского космизма

Что такое космиз?

Космизм представляет собой набор течений философской и религиозной мысли, поставив в центр своих исследований проблемы космического единства всей жизни, воли к мистическим и интуитивным знаниям внеземного пространства. Это философское направление сложилось в конце XIX века, и сегодня о космизме говорят как одним из ведущих самобытных традиций философской мысли в России. Основы "русского космизма" заложены в работах К. Э. Циолковского (1857-1935), В. И. Вернадского (1863-1945),В.С.Соловьева,С.Н.Булгакова и П.А.Флоренского и многих других .

Космос, пространство, художественное и философское сознание русского космизма чаще всего является воплощением бесконечного, абсолютного, недопустимо ограниченного человеческого понимания. В совокупности, они были предметом глубокой медитации, высокого восхищения, смешанным страхом существования в мире. Главной идей русского космизма является важность миссии человека, а также слиться с природой чувством невыразимого единения с элементами мира вплоть до ее основной причиной - хаоса! Созерцательное отношение или экстатического, религиозного опыта единства человека и космоса, уходящее в древние времена, преобладающие тысячелетия и века.

Проекты философского русского космизма

Особое место в развитии философии русского космиза занимает ученый Н.Ф.Федоров. Для него пространство - это христианский космос. При разработке проекта регулирования, Федоров с самого начала подчеркивал неотделимость Земли из космоса, тонкие отношения происходят на нашей планете и с целой Вселенной. В двадцатом веке проводились исследования отношений Земли и космического пространства, которые после стали тенденцией во всех научных работах. Обработка больших статистических данных показали, что время стихийных бедствий, эпидемий и инфекционных заболеваний совпадают с циклами солнечной активности. А во время дальнейшего расследования было установлено: биологические и психические стороны земной жизни напрямую связаны с физическими явлениями космоса. Поэтому нужно заняться регуляцией природы.

Сторонники эмоционального подхода в «русском космизме» проникнуты убеждением в космической роли человека как разума («ноосфера»), сознания природы. Те, кого больше тянуло к своим религиозным формам, верили в провиденциальный план Бога для человека - необходимость участия общества в божественной экономике, предназначены для восстановления падшей природы, мира и человека.

Космизкие идеи развиты в трудах К. Горского (1886-1943) и Н. А. Сетницкого (1888-1937). Эти философы были на позициях христианского эволюционизма, утверждая, что факты про историю создания вселенной полностью не раскрыта, и борьба Вселенной продолжается. Они считают, что только через индивидуальное спасение поможет вырваться из мира. Трансформация мира требует не только внутренней силы и мужества, но и совместный труд.
Горский думал, что сегодня мы можем сказать " о, наконец-то произошло завершение внешнего объединения человечества на всей планете". Это объединение предполагает устранение этнических и национальных сил. Н.А. Сетницкий утверждал о том, что долг перед человечеством - преобразование всего космоса, всего общества, всей человеческой природы. Но для этого мир должен готовиться к широкому распространению Евангелия.

В эти дни, идея «русского космизма» привлекает внимание не только философов, но и обычных людей. Они становятся все более распространенными в общественном сознании, вызывает значительный интерес за пределами России.

НАВЕРХ