Аспиранту >> Вопросы и ответы на кандидатский минимум по историии и философии науки (общий блок)


Философия нового времени

Современная философия - категория науки, которая возникла в Западной Европе в 17 веке, и постепенно распространилась по всему миру. Это не конкретное учение или школа, это общее название для направлений целой эпохи. С 17-го и примерно по начало 20-го века начало и конец современной философии. Если любые взгляды эпохи Ренессанса является предметами для споров, так взгляды этого периода постоянно поддавались критике. Философия нового времени сменилась на философию постмодерна.


Современники этого направления обращались к философии эпохи Возрождения и к Рене Декарту как к основателю "ранней современной философии". Может быть поэтому, так много общего таят в себе предыдущие философские положения. Декарт был во многом прав, пытаясь найти в них что-то общее. Основными фигурами в философии сознания, гносеологии и метафизики в течение семнадцатого и восемнадцатого веков были представители двух основных групп: «рационалисты», в основном философы Франции и Германии, которые утверждали, что все знания должны начинаться с определенной «врожденной идеи» порождённой разумом, в этом и была философия нового времени. Декарт, Спиноза, Лейбниц, и Николя Мальбранш были основными рационалистами. «Эмпирики», напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Основными приверженцами этой мысли были Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.
В конце восемнадцатого века Эммануил Кант изложил идеи новаторской философской системы, в которой утверждал, что должно существовать единство рационализма и эмпиризма. Так или иначе, он был прав.


Идеи Канта вызвали бурю эмоций среди философов в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерные идеи идеализма состоят в том, что мир и разум в равной степени должны быть рассмотрены как похожие категории, идеи нашли своё завершение в работе Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди многих других вещей сказал, что «действительное разумно, разумное действительно». В этом также были особенности философии нового времени. Философские идеи Гегеля имели во многих своих направлениях последователей, но при этом поддавались критике.
Шло время, наука развивалась. Серен Кьеркегор отклонил все идеи и положения систематической философии, рассматривая её как недостаточное руководство для жизни, которое теряет смысл. Для Кьеркегора, жизнь должна быть прожита, и тайна жизни должна быть решена. Артур Шопенгауэр теорию идеализма и сделал вывод, что в мире нет ничего не нужного, но бесполезно бесконечное взаимодействие образов и желаний. Он выступал в роли атеиста и пессимизма. Идеи Шопенгауэра были приняты и преобразованы Ницше, который ухватился за их различия и провозгласил на весь мир, что "Бог умер" и начал отвергать все идеи систематической философии. Ницше нашел в новых идеях не повод для пессимизма, а возможность нового вида свободы.


Философия нового времени традиционно начинается с Рене Декарта и его изречения " Я думаю, следовательно, я существую ". В начале семнадцатого века в основной части философии доминировала схоластика, написанная богословами, а также рисунки Платона, Аристотеля. Опираясь на догмы, которые прописала философия нового времени, Декарт утверждал, что многие преобладающие в схоластике метафизической доктрины были бессмысленны или ложны. Иначе говоря, он предложил начать философию с нуля. В своей наиболее важной работе, «Размышления о первой философии», он пытается объяснить это, в шести кратких эссе. В них скрыта философия нового времени, Декарт тем не менее считал, что он не может сомневаться, так как почти все объяснимо: реальность физических объектов, Бог, воспоминания, истории, наука, даже математика, но он не может сомневаться в том, что он, по сути, сомневается. Декарт считает, что он думает, даже если это не так, и он знает, что он постоянно думает об этом. На этой основе он строит свои знания резервного копирования действительности.


Многие считают, что основоположником и учредителем идей, которым подчинялась философия нового времени был Бэкон. Философа считают основоположником философской методологии экспериментального естествознания. Бэкон же указал на значимость жизненного опыта в постижении истины. Он считал, что философия должна носить преимущественно практический характер, и высшей целью науки является господство всесильного человека над матушкой-природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам».

НАВЕРХ