Аспиранту >> Ответы на вступительные экзамены по педагогике


Человеческий фактор в современной социально-экономической ситуации. Аттестация педагогических и руководящих работников образования.

    1.2. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.
    1.3. Основными задачами аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников; обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.
    1.4. Основными принципами аттестации являются:
    добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников;
    обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию; открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.
    1.5. Нормативной основой для аттестации являются:
    Закон Российской Федерации "Об образовании";
    настоящее Положение.
    1.6. Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются сроком на пять лет.
    1.7. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации осуществляют Министерство образования Российской Федерации, другие федеральные ведомственные органы управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, местные (муниципальные) органы управления образованием и соответствующие профсоюзные органы.

    II. Организация и сроки проведения аттестации

    2.1. Основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную категорию является заявление работника. Представление иных документов не требуется.
    Заявление по установленной форме подается работником в соответствующую аттестационную комиссию в срок с 15 апреля по 30 июня.
    2.2. Аттестация работников осуществляется в период с 1 октября по 30 апреля.
    Сроки прохождения аттестации для каждого педагогического и руководящего работника (далее - аттестуемый) устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее чем за две недели до начала аттестации.
    Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения в соответствии с пунктом 3.9 настоящего Положения.
    2.3. Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур.
    2.4. Основанием для проведения аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию является представление в соответствующую аттестационную комиссию:
    - руководителей органов управления образованием - на руководителей образовательных учреждений и лиц, претендующих на должности руководителей образовательных учреждений;
    - руководителей образовательных учреждений - на заместителей руководителей образовательных учреждений, руководителей филиалов и других руководителей структурных подразделений, старших мастеров.
    Представление должно содержать всестороннюю оценку профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности; его возможностей управления данным образовательным учреждением, структурным подразделением; опыта работы, знаний основ управленческой деятельности.
    Аттестуемый должен быть ознакомлен с указанным представлением не позднее чем за две недели до аттестации, срок проведения которой определяется соответствующим органом управления образованием.


    III. Аттестационная комиссия, ее состав и регламент работы

    3.1. Аттестация проводится аттестационными комиссиями:
     центральной , создаваемой Министерством образования Российской Федерации, а также федеральными ведомственными органами управления образованием, - для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории;
     главной , создаваемой органом управления образованием субъекта Российской Федерации, - для аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении органов управления образованием субъектов Российской Федерации, на первую квалификационную категорию;
     муниципальной , создаваемой соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием, - для аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную категорию;
    аттестационной комиссией, создаваемой образовательным учреждением, - для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию.

    3.3. В случаях, когда в образовательном учреждении аттестационная комиссия не может быть создана по объективным причинам, по распоряжению местного (муниципального) органа управления образованием аттестация педагогических работников может осуществляться аттестационной комиссией другого образовательного учреждения.
    3.4. Персональный состав аттестационной комиссии, регламент ее работы определяются органом управления образованием или образовательным учреждением, создающим аттестационную комиссию.
    3.5. Председателем аттестационной комиссии является руководитель (или заместитель руководителя) органа управления образованием или образовательного учреждения, создающего аттестационную комиссию.
    3.8. По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит следующие решения:
    а) соответствует заявленной квалификационной категории;
    б) не соответствует заявленной квалификационной категории;
    в) соответствует первой квалификационной категории по должности "руководитель";
    г) не соответствует первой квалификационной категории по должности "руководитель".

    3.11. Решение аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист ( приложение 2 ), подписывается председателем аттестационной комиссии и ее секретарем. Аттестационный лист оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой - выдается ему на руки.

    IV. Реализация решений аттестационной комиссии

    4.1. Руководитель органа управления образованием, образовательного учреждения на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории.
Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии.
    В аттестационный лист вносится запись о присвоенной квалификационной категории, указывается дата и номер приказа. Аттестационный лист подписывается руководителем органа управления образованием или образовательного учреждения и заверяется печатью.
    4.2. В случае признания педагогического или руководящего работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией в порядке и сроки, установленные настоящим Положением.
    4.3. Трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.

В федеральном Типовом положении о порядке проведения аттестации педагогических

и руководящих работников [2] определено, что объектом оценивания в рамках аттестации является профессиональная компетентность, которая выступает как интегративная характеристика специалиста.

Таким образом, для системы повышения квалификации профессиональная компетентность приобретает смысл объекта («мишени»), на который должно ориентироваться ее воздействие.

Что же такое профессиональная компетентность?

Профессиональная компетентность определяется как некое подтвержденное право принадлежности к определенной профессиональной группе работников, признаваемое со стороны социальной системы в целом и представителями не только конкретной профессиональной группы, но и других социальных и профессиональных групп. Такое понимание основано на трактовке

понятия «компетентность», данной в Советском энциклопедическом словаре [3]. Кроме того, профессиональная компетентность определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере профессиональной деятельности. В более узком понимании под профессиональной компетентностью понимается круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом и совокупность которых отражает социально-профессиональный статус и профессиональную квалификацию, а также некие личностные, индивидуальные особенности (способности) или качества, обеспечивающие возможность реализации определенной профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональная компетентность может быть рассмотрена как совокупность профессиональных компетенций. Каждая компетенция включает в себя теоретическое представление об объекте воздействия (взаимодействия) и способ работы с этим объектом. Личностные же профессионально значимые способности выступают как специфические

способности (наряду с общими способностями). Специфические способности представляют собой некие матричные структуры, которые наполняются в процессе непрерывного профессионального образования все более адекватными теоретическими представлениями об объектах воздействия (взаимодействия) внутри образовательной системы и способами работы с ними. Именно это и обеспечивает рост профессиональной компетентности И далее, деля объем понятия «профессиональная компетентность», в ней

можно выделить следующие составляющие:

а) профессиональная квалификация;

б) социально-профессиональный статус;

в) профессионально значимые личностные особенности.

Такое понимание позволяет нам развернуть представление о профессио-

нальной компетенции .

НАВЕРХ