Аспиранту >> История и философия экономики


Место России в процессе мировой макроэкономической трансформации и формирование ее новой модели

Глобальные трансформации, как реальная действительность и стратегическая перспектива, усиление влияния действия факторов глобальной интеграции, которая становится главной закономерностью мирового развития, все это вынуждает по-новому подойти к эволюции, к сущности экономических трансформаций. Разные страны находятся на разных этапах глобальной трансформации. У них разные стартовые возможности и разная степень сложности проблем. Наиболее сложными являются проблемы группы постсоциалистических стран. Они еще не завершили цикла трансформации индустриальной эпохи, в то время как для развитых стран характерна широкая интернационализация структуры воспроизводства, ее глобализация. Для постсоциалистических стран речь идет не только об изменении технологического способа производства и изменении в экономической системе, но и об изменении экономической формации. Поэтому, объективно, они обречены на некоторое существенное отставание в процессах трансформации от развитых стран. Нивелирование этого фактора, видимо, возможно при условии возрастающей роли государства в трансформации экономики этих стран.
Ключевые идеи ресурсно-инновационной стратегии:
1. Стратегия должна гармонизировать научно-техническое, технологическое и экономическое развитие и процесс глобализации путем выбора доминант геоэкономической ориентации страны, реализации ее сравнительных преимуществ в рамках международного разделения общественного труда, что предусматривает:
— формирование «зоны особых интересов» России на пространстве СНГ, с дифференциацией по регионам
— частичную интеграцию российской экономики в западную, прежде всего европейскую, а также селективную кооперацию российского высокотехнологичного потенциала и соответствующих структур экономики развитых стран.
2. Необходимо обеспечить трансформацию уже сформировавшейся совокупности наиболее жизнеспособных и эффективных предприятий ОПК и высокотехнологичных гражданских производств, имеющих долгосрочную перспективу на мировых рынках. Госзаказы должны концентрироваться преимущественно на предприятиях, производящих продукцию, конкурентоспособную на внешних рынках, либо продукцию в рамках Гособоронзаказа.
3. Должно быть обеспечено финансирование консервации потенциально перспективных, но временно невостребованных разработок путем систематизации и подробного оформления групп сопровождения, в которых будет обеспечиваться преемственность кадров.
4. Приоритеты господдержки 7-10 критических метатехнологий (информационные технологии, биотехнологии, космос, авиация, энергомашиностроение и пр.), способных стать «локомотивами развития» как для целых отраслевых кластеров, так и для экономики в целом.
5. Стратегия должна обеспечивать системную увязку трех возможных типов субстратегий: национального лидерства в системных технологиях, партнерского участия в кооперации с ведущими фирмами и лидерства в отраслевых базисных технологиях, партнерского участия в базисных технологиях для производства отдельных компонентов конечного продукта

НАВЕРХ