Аспиранту >> Философия науки


Философия Аристотеля. Философия Платона и Аристотеля

Тандем

Его имя – абсолютная величина в истории мировой философии. Родившись за две с половиной тысячи лет назад до наших дней, Аристотель открыл нам и нашим современникам глаза на множество простых вещей, сформулировал и преподнес сотни истин, знаний, открытий, просто потрясающих воображение людей его времени и представляющих огромную ценность для современности. Сын врача при дворе Македонского правителя, сам Аристотель удостоился чести быть воспитателем Александра Македонского.

Все свои знания Аристотель получил от своего учителя – фигуры не менее известной в истории философской мысли – Платона. Но как это часто нам демонстрирует время – ученик превзошел своего учителя. В свое время подвергнув некоторые выводы учителя корректной критике, Аристотель сумел принести пользу науке.

Философия Платона и Аристотеля, как учителя и ученика, дало корни для современного философского знания. Именно в их трудах философия приобрела системный характер

Бытие

Платон – один из самых ярких представителей объективного идеализма, представлял мир как сочетание ощутимого мира вещей и невидимого мира идеи. Высшая идея абсолютного добра приносит в мир материальных вещей порядок и меру.

Аристотель, не смотря на привязанность к учителю, был не согласен с ним во многих принципиальных моментах. Он представлял бытие как некую живую субстанцию, которая характеризуется четырьмя основными условиями:

  1. Материя
  2. Форма
  3. Причина
  4. Цель

Материя – некое явление, которое существует объективно. Материя вечна, несотворима и неуничтожима, она не может уменьшаться или увеличиваться и выражается в форме пяти стихий – воздух, огонь, вода, земля и эфир.

Под формой Аристотель подразумевал некое явление, которое является причиной, то есть началом, становления вещи из материи. Целью Аристотель в античной философии конечное благо, ради которого создана вещь.

Относительное единодушие философы проявили в рассуждениях о душе. Душа – бессмертна и вечна, в то время как тело всего лишь ее оболочка. При этом Аристотель говорил о том, что душа – это внутренний регулятор, высший принцип организации человеческого существа.

А Платон рассуждал о составляющих души, выделив наиболее четко три из них:

  • разумное начало,
  • яростное начало,
  • страстное начало.

Разумное начало представляет собой направление деятельности человека на познание. Яростное начало стремится к порядку и преодолению трудностей, а страстное начало проявляет себя в качестве вожделений человека.Кроме того, четырьмя доказательствами Платон обосновывает теорию бессмертия души.

Государство

Философия Платона и Аристотеля обратила взор к государству как социальному явлению. Платон предположил, что именно в результате разделения труда и было образовано государство. Государство в общем виде может быть двух типов: все подчиняются правителям или все подчиняются законам. Таким образом, Платон выделил три формы правления, каждая из которых в зависимости от наличия или отсутствия законного основания делится на две: Власть одного: законная — монархия, незаконная — тирания; Власть немногих: законная — аристократия, незаконная — олигархия; Власть большинства: законная — демократия, незаконная — охлократия. Наихудшей формой Платон считает демократию. На страже государства должно стоять правосудие.

Аристотель внимательнейшим образом изучил формы государства и выделил шесть возможных типов: аристократия, тирания, монархия, охлократия, полития, олигархия. Так же как и до него Платон, Аристотель делит формы государства на хорошие и плохие, выделив политию как идеальный тип государства при котором умеренно сочетается демократия и олигархия.

Познание

Познание с философских позиций Платона возможно посредством ощущения либо постижения умом. Идеи философии Аристотеля положили начало логическому учению. Его теория познания гласит, что любое знание начинается с ощущений. Однако только путем ощущений нельзя получить объективное знание, потому как мир переменчив, а формой истинного знания можно считать только такие понятия, которые постигают сущность вещи.

Теорию мышления Аристотель сумел сформулировать с помощью таких категорий как понятие, суждение, умозаключение. При этом знание бывает двух видов – мнение и достоверное знание. Достоверное знание можно получить только логическим путем.

Аристотеля по праву считают основоположником формальной логики. Исходя из определения, данного Аристотелем, логика – это о выводе одних умозаключений из других сообразно их логической форме. Исследование логической терминологии, теории умозаключений, доказательств, логических операций привело к тому, что Аристотель сумел сформулировать основные законы мышления. Он сформулировал всемирно известные логические законы:

  • закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
  • закон противоречия — «не противоречь сам себе»;
  • закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».

Этика

Этические вопросы также имели огромное значение для обоих философов. Идея высшего блага в поступках и мотивах поступков идей читается практически во всех работах Платона. Человек на протяжении всей жизни должен стремиться соприкоснуться с богом, путем сосредоточения на духовных ценностях.

Аристотель в свою очередь выделил 11 этических добродетелей, необходимых для гармоничного развития личности, в том числе: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. По его мнению нравственный человек – это тот, кто умело пользуется разумом используя добродетели.

Историческое значение Античной философии Аристотеля заключается в том, что он сумел внести существенные поправки в ряд Платоновских положений, подарив миру свою собственную материалистическую трактовку происхождения мира, определил сущность материи и сформулировал 10 философских категорий, сформировав таким образом современный философский лексикон. Категории философии — это фундаментальные понятия философии, выражающие основные свойства и отношения явлений окружающей действительности и познания. Категории образовались в результате обобщения Аристотелем накопленного опыта исторического развития познания.

Самое удивительное состоит в том, что Аристотель и Платон проанализировав ранее достигнутые знания, сумели составить образное представление об устройстве мира, мышлении, этике намного веков опередив свое время.

НАВЕРХ