СТУДЕНТУ >> Педагогика


Профессионально-педагогическое образование: основные понятия

Кадровые проблемы начального профессионального образования призвано решать профессионально-педагогическое образование (ППО). Оно представляет собой единственный в стране вид образования, который создавался специально и был нацелен на такую государственную отрасль социальной сферы, как начальное профессиональное образование. В связи с этим профессионально-педагогическое образование имеет существенную специфику в части целей, содержания и образовательных технологий. Профессионально-педагогическое образование содержательно ориентирует выпускников не на отдельный учебный предмет, а на содержание профессионального обучения по целой группе родственных рабочих профессий.
Понятие «профессионально-педагогическое образование» сформировалось на основе понятия «инженерно (индустриально)-педагогическое образование». Это связано с расширением спектра специализаций подготовки специалистов по профессиональному обучению и согласуется с реальным процессом трансформации традиционного профессионально-технического образования в современное профессиональное.
Считается, что взаимосвязь профессионально-педагогического и педагогического образования заключается в том, что последнее является более общим. Однако реально педагогическое образование ориентировано на кадровое обеспечение общеобразовательных (в основном предметных) программ в различных учебных заведениях, а профессионально-педагогическое образование нацелено на подготовку кадров для реализации профессиональных образовательных программ в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Поэтому фактически традиционное педагогическое и профессионально-педагогическое образование не соотносятся между собой как общее и частное, а дополняют друг друга.

С концептуальной точки зрения профессионально-педагогическое образование - это формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере начального и среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций. Это образование осуществляется в тех учебных заведениях, которые в состоянии содержательно, методически и материально-технически обеспечить его уровень, определяемый соответствующими государственными стандартами.
Помимо системы ППО существуют эклектические схемы подготовки кадров для НПО и СПО. Они сохраняют черты простой аддитивности: либо высшее отраслевое (инженерное, техническое и др.) образование с дополнительной психолого-педагогической подготовкой, либо педагогическое образование, дополненное отраслевой подготовкой. Любая из этих комбинаций не позволяет оптимально сформировать органичное сочетание качеств педагога профессиональной школы и рабочего высокой квалификации, осуществить интеграцию психолого-педагогической и отраслевой технологической подготовки, однако полностью отказываться от таких форм подготовки пока не следует.
Рассматриваемые в данной главе положения ориентированы на формирование исходных позиций проводимого исследования. Они касаются основных методологических проблем изучения общих характеристик системы профессионально-педагогического образования в современных условиях, ее целей, функций и структуры.
Профессионально-педагогическое образование относится к сложным системам, состоит из взаимосвязанных компонентов: принципов, целей, задач, содержания, средств, форм, методов и функций. При решении проблем эффективного развития профессионально-педагогического образования отмеченная сложность определяет необходимость изучения перечисленных компонентов системы, а также принципов ее организации и управления ею.
Полученные при этом знания важны как основа, обусловливающая логику и технологию процесса подготовки специалистов в данной системе. Очевидно, что обсуждаемые идеи, принципы, содержание, методы и технологии касаются, с одной стороны, вопросов организации системы профессионально-педагогического образования, а с другой - вопросов ее педагогического обеспечения. Поэтому правомерно относиться к ним как к организационно-методической сущности профессионально-педагогического образования, адекватной запросам личности, общества, государства и экономики, принимать их в качестве главных, исходных положений данного вида образования.
Для настоящего исследования важно, что организационно-педагогические основы профессионально-педагогического образования наряду с материально-техническим, социальным и правовым обеспечением непосредственно определяют потребность в образовательных учреждениях и преподавательских кадрах, научную и научно-методическую работу, профориентацию и прием в учебные заведения, повышение квалификации профессионально-педагогических работников . С учетом этого правомерно отнести понятие «организационно-педагогические основы развития профессионально-педагогического образования» к значимым с методологической точки зрения и считать его одним из ключевых в теории профессионально-педагогического образования.
В работе принято следующее наполнение понятия «организационно-педагогические основы развития профессионально-педагогического образования»: это совокупность взаимосвязанных структурно-управленческих и содержательно-технологических идей, принципов и условий, обеспечивающих достижение образовательных целей и реализацию потребностей личности и общества в повышении эффективности и качества профессионально-педагогического образования.
Организационно-педагогические основы обеспечивают связь системы профессионально-педагогического образования  с социальным окружением,
упорядочивают систему управления в организационном плане (кадры, финансы, материально-техническая база и т. д.), создают условия для реализации педагогической управленческой деятельности, научного обоснования содержания обучения, оптимального соотношения содержания, форм и методов, теории и практики, учета индивидуальных потребностей и запросов студентов.
Направленность настоящего исследования определяется необходимостью повышения эффективности и устойчивости функционирования и развития системы профессионально-педагогического образования и ограничивается разработкой организационно-методического обоснования его модернизации в современных условиях развития экономической, политической и культурной сфер общества.
В ходе исследования используется устоявшийся общепедагогический понятийно-терминологический аппарат, а также понятия «профессионально-педагогическое образование», «инженерно-педагогическое образование», «инженер-педагог», «педагог профессионального обучения».
Система профессионально-педагогического образования, входящая в систему образования России, призвана осуществлять подготовку кадров преимущественно для учреждений начального профессионального образования. Исторически термин «профессионально-педагогическое образование» возник на основе понятия «инженерно-педагогическое образование» и развивает его.
Эволюция понятия «инженер-педагог» начинается с конца 20-х гг. XX столетия . Оно связывается с началом подготовки профессионально-педагогических работников в вузах на специальных факультетах. Далее наполнение этого понятия обусловливается развитием системы инженерно-педагогического образования и потребностью образовательной практики (прежде всего системы начального профессионального образования) в данных специалистах.
Сочетание «инженер-педагог» не следует понимать как инженер плюс педагог. Как показал семантический анализ понятия «инженер-педагог», впервые проведенный Э. Ф. Зеером , сочетание этих слов приводит к образованию нового понятия.
В «Большом толковом словаре русского языка», являющемся наиболее полным толково-историческим словарем, дано следующее определение: «Инженер - специалист с высшим техническим образованием» . Данное определение, а также анализ словарных статей позволяют считать, что наименование «инженер» употребляется в случаях, когда для выполнения профессиональных функций работнику требуется высшее техническое образование. Однако вследствие того, что такого обобщенного наименования недостаточно для установления сферы деятельности работника , всегда необходимо давать соответствующие дополнения: инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер-экономист, инженер-технолог, инженер-электрик и т. д.
Семантика второго компонента сложного слова «инженер-педагог» раскрывается следующим определением: «Педагог - лицо, имеющее специальную подготовку и занимающееся преподавательской и воспитательной работой». Приведенный смысл слова «педагог» шире смысла слов «преподаватель» («тот, кто занимается преподаванием чего-либо» ) и «учитель» («тот, кто преподает какой-либо учебный предмет в школе» ).
Понятие «инженер-педагог» образовано соединением двух основ в одно слово. Такой прием (словосложение) как один из способов образования новых слов является продуктивным типом словообразования в современном русском языке. Слово «инженер-педагог» относится к типу сложения с сочинительным отношением основ, при котором обе части, составляющие слово, обозначают единое понятие, совмещающее в себе признаки понятий, названных двумя основами существительных .
Таким образом, в 1970-90-е гг. понятие «инженер-педагог» использовалось для обозначения и характеристики специалиста, осуществляющего педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке лиц, обучающихся по одной из отраслей производства в системе профтехобразования, и квалифицированных рабочих на производстве.
В данной трактовке инженера-педагога как специалиста отличает широкий педагогический профиль, включающий функции мастера производственного обучения, преподавателя специальных и общетехнических дисциплин, а также возможности совмещения этих функций. Инженерно-педагогическая деятельность носит интегративный характер, социально направлена на профессиональную подготовку квалифицированных рабочих, включает в себя педагогический, инженерно-технический и производственно-технологический («рабочий») компоненты.
Подготовка к такой деятельности осуществлялась в системе инженерно-педагогического образования, которая создавала условия для осуществления процесса целенаправленного, планомерного и организованного профессионального становления и развития личности путем получения-передачи знаний, навыков и умений по инженерно-педагогическим специальностям и специализациям (определение инженерно-педагогического образования как процесса).
Наряду с обозначением образовательной системы термин «инженерно-педагогическое образование» применялся для обозначения усвоенной человеком совокупности специальных знаний, умений и навыков, социально и профессионально важных качеств, позволяющих личности, получившей это образование, успешно работать в системе начального профессионального образования по определенной отрасли производства (определение инженерно-педагогического образования как результата).
Двойное толкование понятия «инженерно-педагогическое образование» (как процесса и результата) согласуется с определениями понятия «образование», представленными в учебнике «Профессиональная педагогика» и отраженными в словарях .
Инженерно-педагогическое образование может быть определено также как система трех компонентов: во-первых, это совокупность профессиональных образовательных программ и государственных стандартов среднего и высшего специализированного профессионального образования; во-вторых, это сеть реализующих их средних и высших учебных заведений различных организационно-правовых форм, типов и видов (индустриально-педагогические техникумы и колледжи, инженерно-педагогические высшие учебные заведения, инженерно-педагогические факультеты и кафедры в технических и сельскохозяйственных вузах); в-третьих, это органы управления инженерно-педагогическим образованием - Министерство образования РФ и Учебно-методическое объединение по ППО.
Специализированный характер профессиональных образовательных программ и государственных образовательных стандартов в инженерно-педагогическом образовании определяется необходимостью включения в них компонентов, присущих инженерно-технической, психолого-педагогической и производственной (по рабочей профессии) подготовке. Данная необходимость обусловлена потребностью в специалистах для ведения педагогической, инженерно-педагогической, инженерно-технической, производственной и административной деятельности в системе технических учебных заведений начального и среднего профессионального образования, в отделах технического обучения и структурных подразделениях предприятий и организаций, в отраслевых учебно-курсовых комбинатах.
В основном инженерно-педагогическое образование ориентировано на различающуюся по направлениям и уровням профессионально-техническую сферу начального профессионального образования. При этом последняя специализирована также по отраслям экономики (металлообработка, производство черных металлов, электротехническое производство, эксплуатация и ремонт оборудования электростанций и сетей, химическое производство, строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, лесозаготовительные работы, деревообрабатывающее производство, транспорт, общественное питание, торговля и производство пищевой продукции, полиграфическое производство, сельское хозяйство и др.).
Понятие «инженерно-педагогическое образование» в настоящее время перекрывается и поглощается более широким понятием «профессионально-педагогическое образование», которое введено в научный оборот Г. М. Ро-манцевым в начале 1990-х гг. Его появление связано с новыми потребностями систем начального и среднего профессионального образования, рынка труда, с появлением новых профессий. При этом, по мнению А. М. Новикова, заметными стали процессы расширения профессионального обучения на непроизводственную (нетехническую) сферу с реальным превращением начального профессионального образования из традиционного профессионально-технического образования в современное профессиональное . Новое понятие детерминирует расширение содержательного поля педагогической деятельности педагогов профессионального обучения.
В рамках профессионально-педагогического образования наряду со сложившимся инженерно-педагогическим образованием реализуются программы подготовки специалистов для «нетехнических» учебных заведений всех уровней и типов, например библиотечных, культурно-просветительских, медицинских и т. п.
Содержанием педагогической деятельности специалиста, подготовленного в системе профессионально-педагогического образования, является профессия как относительно постоянный вид трудовой деятельности, характеризуемый, в частности, специальными знаниями и умениями, а также способами и характером взаимодействия человека с теми или иными технологиями. Очевидно, что для успешности такой трудовой деятельности человеку требуется получить определенную подготовку, осуществляемую профессионально-педагогическими работниками. Данные обстоятельства обусловливают интегративность деятельности специалистов профессионального обучения, учитывающую взаимодействие в процессе труда различных знаний и умений: психолого-педагогических, специальных отраслевых и производственно-технологических. Кроме того, производственно-технологический компонент такой деятельности определяет еще одну специфическую особенность подготовки педагога профессионального обучения - обязательное получение рабочей профессии.
Важным результатом процесса подготовки специалиста в системе профессионально-педагогического образования является не только сформированная система знаний, умений и обобщенных способов выполнения профессиональных функций, но и, прежде всего, профессионально ориентированная личность, способная к самореализации.
Таким образом, профессионально-педагогическое образование, с одной стороны, это процесс формирования специалистов, обеспечивающих подготовку человека к деятельности по конкретной профессии; с другой стороны, как самостоятельная система профессиональных знаний, навыков, умений и опыта - это результат.
В связи с этим следует отметить отличие понятий «профессионально-педагогическое образование» и «педагогическое образование». Профессионально-педагогическое образование обеспечивает реализацию образовательных программ при обучении профессиям в учреждениях профессионального образования, а педагогическое - общеобразовательных, в основном предметных программ общего среднего образования. Поэтому обсуждаемые понятия по отношению друг к другу следует считать независимыми.
Такой вывод подтверждают результаты сопоставления этих видов подготовки между собой и с инженерно-техническим образованием (табл. 1) .
Итак, понятие «профессионально-педагогическое образование» имеет следующее содержание: это процесс формирования личности, способной к эффективному осуществлению подготовки человека к деятельности по конкретной профессии, к выполнению полного спектра профессионально-педагогических функций, а также к самореализации в профессиональной деятельности. При понимании профессионально-педагогического образования как результата данный термин обозначает усвоенную человеком совокупность специальных знаний, умений и навыков, социально и профессионально важных качеств, позволяющих ему успешно работать в сфере профессионального образования.

Таблица 1. Отличия видов высшего профессионального образования

Особенности образования

Вид профессионального образования

Педагогическое

Профессионально-педагогическое

Инженерно-техническое

Ориентация   подготовки     специалистов

На   общеобразовательный     предмет (предметы)

На группу рабочих профессий,    на   профессионально-квалификационные требования  к рабочим

На продукты и процессы производства товаров и услуг

Особенности технологической подготовки    студентов к будущей деятельности специалиста

Изучение   частных методик, рецептурное овладение методикой обучения

Освоение приемов проектирования   и  реализации  собственных  методик подготовки рабочих по спектру профессий и обязательное   получение квалификации  по  рабочей профессии

Общеотраслевые и конкретные технологии

Реализация    профессиональной направленности образовательного процесса

Предметно-педагогическая     направленность,  проявляющаяся   в частных методиках и в процессе педагогической практики

Профессионально-педагогическая      направленность на глубокую интеграцию дисциплин психолого-педагогического    и инженерно-технического компонентов    образования

Ориентация всех учебных предметов на процессы и оборудование промышленного производства

Особенности профессиональной деятельности выпускников

Репродуктивная педагогическая      деятельность с минимальным   варьированием содержания предмета и методики обучения

Педагогико-проектиро-вочная        деятельность, связанная с учетом специфики    и    перспектив развития      предприятий региона; реализация собственных   образовательных технологий, сочетание    производственного обучения     с производительным трудом '

Конструирование, эксплуатация оборудования, проектирование   предприятий и технологий, внедрение технологий

В педагогической науке и образовательной практике России понятие «профессионально-педагогическое образование» стало использоваться с 1992 г. В настоящей работе этот термин употребляется нами при изложении результатов исследования состояния и развития данного вида образования и в более
ранние периоды времени. При этом инженерно-педагогическое образование,
являющееся прототипом профессионально-педагогического, понимается как его часть и проявление.
Употребляемый в работе термин «педагог профессионального обучения» обозначает утвержденное в 2000 г. наименование квалификации для лиц, получивших высшее профессионально-педагогическое образование. Кроме того, это обобщающее название персонала, занятого в образовательном процессе учебных заведений начального профессионального образования на административных должностях или в качестве преподавателей общетехнических, специальных и общеобразовательных дисциплин, старших мастеров, мастеров производственного обучения и др.
В научной литературе, касающейся проблем педагогического образования в части подготовки школьного учителя, также применяется термин «профессионально-педагогическая деятельность». По определению В. А. Сластенина, данная деятельность осуществляется как вид социальной деятельности, создающей условия для развития личности и обеспечивающей усвоение подрастающим поколением культуры и опыта человечества, готовность личности к выполнению определенных социальных ролей в определенном обществе . Более конкретное наполнение данного понятия дано 3. М. Большаковой: профессионально-педагогическая деятельность- это особый вид профессиональной творческой деятельности педагога, направленной на передачу социокультурного опыта детям посредством образования и создание условий для их развития.
Данные определения выделяют педагогическую деятельность как профессиональную, сосуществующую в обществе наравне с другими видами деятельности: профессиональной юридической, профессиональной медицинской, профессиональной экономической и др. Для осуществления перечисленных видов деятельности необходимо получение соответствующего профессионального образования, например юридического, медицинского, экономического и др. Аналогично образование, направленное на подготовку учителя и реализуемое в педагогических вузах, как правило, называют педагогическим. Однако, в отличие отданной логики, для передачи этого смысла употребляют также термин «профессионально-педагогическое образование» (профессиональное педагогическое). Он совпадает с названием исследуемого нами самостоятельного вида образования -профессионально-педагогического, в рамках которого осуществляется подготовка педагогов профессионального обучения, что приводит к недопустимому смешению двух совершенно разных по смыслу понятий.
Проведенное рассмотрение систем педагогического и профессионально-педагогического образования с позиции общественного предназначения их выпускников для реализации соответствующей профессиональной деятельности позволяет еще раз подчеркнуть отличие данных образовательных систем, заключающееся в следующем. Система педагогического образования (в понимании В. А. Сластенина- профессионального педагогического или профессионально-педагогического) направлена на подготовку учителей для профессиональной педагогической деятельности при обучении общеобразовательным предметам в системе общего среднего образования (предметная область - общеобразовательные дисциплины). Система профессионально-педагогического образования осуществляет подготовку педагогов профессионального обучения для профессиональной профессионально-педагогической деятельности при обучении профессии преимущественно в системе начального профессионального образования (предметная область - профессия).
С целью обеспечения четкости изложения и во избежание вынужденной тавтологии мы в данной работе придерживаемся следующего понимания:

  1. система педагогического образования направлена на подготовку учителей для осуществления педагогической деятельности при обучении общеобразовательным предметам;
  2. система профессионально-педагогического образования направлена на подготовку педагогов профессионального обучения для осуществления профессионально-педагогической деятельности при обучении профессии.

Анализ профессионально-педагогического образования в быстро меняющихся социальных условиях предусматривает рассмотрение динамики его функций по отношению к человеку и обществу в целом и уточнение их.
Целесообразно такой анализ осуществлять, сопоставляя функции профессионально-педагогического образования с функциями образования в целом. Это объясняется, во-первых, значимостью последних для определения путей развития профессионально-педагогического образования и, во-вторых, проявлением в них активных связей системы образования с другими социальными системами, позволяющими определить координаты и роль образования в общественной структуре.
В качестве одного из методологических положений для изучения функций образования выделяется положение об обусловленности содержания функций поставленной целью (Е. П. Белозерцев, В. М. Димов, В. А. Копылов, В. Д. Попов). Действительно, достижение поставленной цели составляет сущность и основное назначение функций любой системы. Следовательно, в функциях образования отражена целеполагающая часть его деятельности, детерминированная социально-экономическими потребностями общества. Поэтому такие функции можно рассматривать как основные направления деятельности образовательной системы по реализации наиболее существенных общественных целей.
Принимая, что деятельность современной системы профессионально-педагогического образования необходимо направить на удовлетворение потребностей экономики, общества и личности, можно ее функции обозначить как связанные с целями, детерминированными данными потребностями. Такой подход позволяет принимать во внимание известные функции образования, достаточно разнообразно и разнородно определенные ранее в педагогических, социологических и экономических исследованиях.
Профессионально-педагогическое образование может выполнять экономическую и социальную функции. Первая из них определяется участием образования в воспроизводстве рабочих кадров посредством формирования профессионального потенциала членов общества, вторая направлена на формирование всесторонне развитой личности . В других исследованиях эти функции описываются следующим образом:

  1. экономическая - участие в воспроизводстве рабочей силы путем формирования профессионализма членов общества;
  2. социально-экономическая - подготовка работников общественного производства с учетом технологического содержания труда и его общественно-политических условий;
  3. социальная - формирование всесторонне развитой личности .
Возможны варианты.определения и дополнительных функций, присущих профессионально-педагогическому образованию. Так, к экономической и социальной функциям В.Д.Попов добавляет идеологическую . В. М.Димов включает в этот перечень функции накопления интеллектуального потенциала, передачи культурного наследия молодому поколению и коммунистического воспитания .
Определяя в качестве основных и непосредственных функций образования обучение и воспитание, В. А. Копылов дает их более широкую трактовку, выделяя функции обучения, воспитания, народнохозяйственную, политическую, духовную и социальную].
В данной работе мы ориентировались на подход, учитывающий подразделение функций образования на экономическую и социальную с более дробным делением их на составляющие.
Другим представляющим интерес методологическим подходом характеризуется позиция Л. Н. Когана, которым выделены следующие функции образования: трансляция знаний и социального опыта от поколения к поколению; обеспечение адаптации человека в той или иной социальной системе; челове-котворчество, воспитание, гуманизм - социализация и развитие личности; ценностная ориентация личности в разноплановой культуре; идеологизация, обеспечивающая усвоение личностью идеологии того или иного класса . Такое представление функций  профессионально-педагогического образования  воз-
можно при необходимости более дифференцированного анализа, например при описании педагогической деятельности как профессии. хотя, на наш взгляд, данное представление является неравномерным по емкости и не сгруппированным по направлениям действий.
Развитие представлений о сущности функций профессионально-педагогического образования возможно с учетом мнения Ф. Р. Филиппова, выделяющего из них подготовку молодежи к труду, взаимодействие системы образования с социальной структурой общества, взаимодействие системы образования с социалистической общенародной демократией, взаимодействие системы образования с духовной жизнью общества, всестороннее развитие личности. Такой подход интересен тем, что расширяет рассмотрение функций в части взаимодействия системы образования с социальной структурой, общенародной демократией и духовной жизнью общества, позволяет более четко определить роль и значение функций образования в социально-экономической жизни общества. Хотя очевидно, что функция взаимодействия системы образования с социалистической общенародной демократией сегодня не актуальна.
Более близким к нашей трактовке является подход, связывающий предназначение системы профессионально-педагогического образования с удовлетворением потребностей экономической, политической и культурной сфер общества, представляющих в процессе взаимодействия общество как целостность. По мнению Е. П. Белозерцева и А. В. Кооп, с этих позиций правомерно выделение профессионально-экономической, социально-политической и культурно-гуманистической функций образования .
При этом профессионально-экономическая функция образования обусловлена прежде всего взаимодействием с производительными силами общества. Социальная и политическая сферы жизнедеятельности общества определяют социально-политическую функцию. Развитие духовной культуры общества и формирование в нем личности отражает культурно-гуманистическая функция. Включенный в данный контекст гуманистический аспект образования предполагает необходимость общения и сотрудничества членов общества как основы для взаимопонимания между людьми разных взглядов, национальностей и вероисповеданий. Данный подход используется в нашей работе при анализе функций профессионально-педагогического образования.
Развивая отмеченные представления о функциях профессионально-педагогического образования, необходимо учитывать, что данный вид образования как социальный институт выполняет также следующие обобщенные, универсальные функции:
  1. обеспечивает устойчивость социальных отношений как в сфере профессионального образования, так и в других сферах общественных отношений;
  2. сохраняет «чистбту» социальных общностей в рамках данного вида образования независимо от постоянной смены их членов;
  3. усиливает социальные связи и внутригрупповую сплоченность учащихся и педагогического персонала;
  4. осуществляет контроль за отклоняющимся от установленных норм и образцов поведением;
  5. поощряет желательное с точки зрения общества поведение социальных групп в сфере обучения и воспитания и их взаимодействие в рамках гуманизации образовательного процесса, осуществления демократических инноваций, педагогики сотрудничества и др..

Названные функции профессионально-педагогического образования имеют общий, не конкретизированный по отношению к отдельным сферам общественной жизни характер. Между тем, как показано выше, рассматриваемая система профессионально-педагогического образования выполняет в обществе ряд вполне определенных экономических, социальных, культурных функций.
К экономической функции относится, в первую очередь, насыщение профессиональной структуры общества и подготовка профессионально-педагогического персонала соответствующей квалификации. Профессионально-педагогическое образование воздействует на экономику опосредованно, через подготовку педагогов профессионального обучения, от уровня подготовки и качества деятельности которых в значительной мере зависит кадровый состав работников производства, реализующих преимущественно функции рабочих профессий и определяющих эффективность производства.
Социальными функциями профессионально-педагогического образования являются воспроизводство и изменение социальной структуры общества, ее конкретных элементов. Прямо и непосредственно воспроизводятся слои профессионально-педагогических работников, косвенно, опосредованно (через начальное и среднее профессиональное образование) - различные слои, группы, отряды рабочих.
Профессионально-педагогическое образование способствует сохранению в обществе социальной мобильности (хотя, разумеется, она определяется и целым рядом других факторов), которая охватывает как педагогических работников, так и лиц, занятых в рабочих профессиях. Последнее особенно важно в связи с возрастанием общественной потребности в высококвалифицированных рабочих, а это значит, что традиционно понимаемого начального профессионального образования становится явно недостаточно.
Профессионально-педагогическое образование объективно способствует (путем подготовки педагогических кадров) росту потребности будущих рабочих в знаниях, в совершенствовании собственного образовательного уровня и преодолению таким образом «тупикового» характера начального профессионального образования.
С этим связана и культурная функция профессионально-педагогического образования. Его получение стимулирует процессы пробуждения и реализации потребностей личности в создании, потреблении и распространении ценностей культуры. Данное образование (как и все другие виды профессионального образования) преследует в качестве одной из своих важнейших целей создание условий для формирования и развития творческой деятельности, совершенствования культурного уровня будущих педагогов профессионального обучения. В этом смысле культурная функция профессионально-педагогического образования состоит в воспроизводстве и развитии материальной и духовной культуры определенных слоев и групп как учащейся, так и работающей молодежи.
Выделение этой функции указывает на ошибочность восприятия профессионально-педагогического образования как инструмента для удовлетворения лишь общественных потребностей.
Сточки зрения современных представлений о гуманизации образовательной сферы профессионально-педагогическому образованию необходимо ориентироваться не только на потребности государства и общества, хотя очевидно, что оно должно удовлетворять и их (социальная ориентация профессионально-педагогического образования). В связи с этим представляется, что качественно реализовать такую потребность профессионально-педагогическое образование сумеет только тогда, когда станет средством удовлетворения потребностей своих субъектов (педагогов, студентов) в развитии, самореализации, самоактуализации (личностная ориентация профессионально-педагогического образования). Только в этом случае они будут способны реализовать весь свой потенциал для работы в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, выпускники которых смогут быстро овладевать современными технологиями и развивать их. Следовательно, в стратегическом плане, согласно идее В. И. Загвязинского о социально-личностной ориентации образования и всех образовательных программ и проектов, профессионально-педагогическому образованию необходимо развиваться и приобретать одновременно и социальную и личностную ориентацию.
Для профессионально-педагогического образования такое развитие связей и отношений с обществом, государством, производством и человеком имеет особое значение. Именно оно направлено на становление личности будущего педагога, осуществляющего свои основные функции в системе профессионального образования. Поэтому эффективность и качество профессионального обучения и, как следствие, производства и функционирования общества находятся в зависимости (как в прямой, так и в косвенной) от личности профессионально-педагогического работника, осуществляющего учебно-воспитательный процесс, от эффективности и качества его деятельности.
Таким образом, анализ развития профессионально-педагогического образования как социально-педагогической проблемы позволил определить общую методологию проводимого исследования, раскрывающую роль и место профессионально-педагогического образования в социально-экономической сфере и в системе образования. При этом получены следующие результаты и выводы: 1. Раскрыты основные понятия, определяющие исследование проблемы:

  1. профессионально-педагогическое образование- это процесс формирования личности, способной к эффективному осуществлению подготовки человека к деятельности по конкретной профессии, к выполнению полного спектра профессионально-педагогических функций, а также к самореализации в профессиональной деятельности;
  2. профессионально-педагогическое образование - это результат, обозначающий усвоенную человеком совокупность специальных знаний, умений и навыков, социально и профессионально важных качеств, позволяющих ему успешно работать в сфере профессионального образования.

2. Показано, что профессионально-педагогическое образование призвано выполнять в обществе следующие функции:

  1. экономические, состоящие, в первую очередь, в насыщении профессиональной структуры общества и подготовке педагогических кадров соответствующей квалификации;
  2. социальные, включающие воспроизводство и изменение социальной структуры общества, ее конкретных элементов, содействие сохранению в обществе социальной мобильности (наравне с другими факторами);
  3. культурные, стимулирующие процессы пробуждения и реализации потребностей личности в создании, потреблении и распространении ценностей культуры, а также процессы воспроизводства и развития материальной и духовной культуры определенной категории учащейся и работающей молодежи.
3. Установлено, что развитие профессионально-педагогического образования как социально-педагогической системы обусловлено влиянием социальных и экономических факторов, и в то же время данная система функционирует на основе собственных закономерностей и принципов, имеет тенденцию к стабилизации (целостности) и дальнейшему развитию.
4. Выделена объективная потребность в развитии системы профессионально-педагогического образования, которое в современных условиях развития государства, связанных с рыночной экономикой, должно качественно измениться, стать адекватным социально-экономическим условиям, обеспечить рост экономики и удовлетворение новых запросов человека и общества. Определение стратегии модернизации профессионально-педагогического образования связано с необходимостью исследования его состояния в современных условиях


Оставить комментарий

Защитный код
Перерисовать код

НАВЕРХ