АСПИРАНТУ >> Вопросы и ответы на кандидатский минимум по историии и философии науки (общий блок)


Наука как социальный институт

Наука по самой своей сути явление социальное. Она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой, конечно, не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. В науке существуют свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей.
Естественно, что способы социальной организации и взаимоотношений ученых на протяжении истории науки менялись в соответствии и с особенностями ее развития, с изменением ее статуса в жизни общества и с развитием самого общества в целом.
Наука как социальный институт за время своего существования претерпела огромные изменения. От деятельности десятков древнегреческих ученых, собиравшихся в философских школах, занимающихся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до современного пятимиллионного международного научного сообщества, объединенного профессионально, организовывающего свою деятельность как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях, институтах. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль но производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций.
Понятие «социальный институт» (зап.социологии, Р. Мертон) отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализации всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений (соглашения, переговоры) к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент.
Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
Научная деятельность сегодня – это совместная работа творческих коллективов. Это специализация не только по отдельным областям науки или даже отдельным ее проблемам, но и распределение различных функций в научной деятельности.
Одни ученые оказываются более склонными к выдвижению идей, другие – к их обоснованию, третьи – к их разработке, четвертые – к их приложению, и эти их качества во многом определяют их место в исследовательской работе.
Сегодня наука немыслима без менеджерских функций, без добывания средств для ее развития и умения их эффективно использовать.
Жизнь в науке наполнена как творческими исканиями, так и рутинным трудом. В ней ученый ведет борьбу не только с познаваемой реальностью, но и вступает в сложные отношения со своими коллегами, с общественным мнением. От ученого требуется постоянное подтверждение его профессиональности, которое осуществляется через систему как объективной оценки продуктов ею труда, в частности через публикации, так и через общественное признание. Деятельность ученого стимулируется и оценивается не только оплатой труда, но и различного рода степенями, званиями, наградами.
Жизнь в науке – это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание работ, идей ученого, а в силу самой специфики науки это и борьба за приоритет в полученном результате. Известно, как непросто утверждались в науке даже такие фундаментальные научные теории, как теория относительности, квантовая механика, генетика, теория эволюции, структурная лингвистика.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.
Способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении сего исторического развития науки.
В античности научные знания растворялись в системах натурфилософов, в Средневековье – в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями.
Возникновение науки как социального института связывают с кардинальными изменениями в общественном строе, в частности с эпохой буржуазных революций, которая дала мощный толчок развитию промышленности, торговли, строительству и т.д.
Наука как соц.институт возникла в Западной Европе в XVI-XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. В системе общественного разделения труда она должна была отвечать за производство теоретического знания. Наука как соц.институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.
Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения.
Внутри науки существуют /научные школы//, функционирующие как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемая, как правило, личностью выдающегося ученого. В науковедении различают «классические» научные школы (возникли на базе университетов, расцвет их деятельности пришелся на вторую треть XIX в.) и современные («дисциплинарные») – пришли в начале XX в. в связи с превращением научно-исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму организации научного труда. Эти школы ослабили функции обучения и были сориентированы на плановые, формирующиеся вне рамок самой школы программы. Когда же научно-исследовательская деятельность переставала «цементироваться» научной позицией и стратегией руководителя, а направлялась лишь поставленной целью, «дисциплинарная» научная школа превращалась в научный коллектив.

Следующим этапом развития институциональных форм науки стало функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе, которая обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания. Междисциплинаность утверждает установку на синтез знания, в противположность дисциплинарной установке на аналитичность. Она также содержит в себе механизм «открывания» дисциплин друг для друга, их взаимодополнения и обогащения всего комплекса человеческих знаний.



Михаил, 23.04.2010
спасибо, отличный материал!
Лилия, 01.05.2010
Огромное спасибо!!!
Зайка, 03.05.2010
Спасибо огромное...для обществознания то что надо!!!!!!!!!
Никола Питерскай, 18.05.2010
Спасибо большое!))
Карина, 23.05.2010
спасибо! очень помогло
Яночка, 09.06.2010
Большое спасибо!
Катерина, 16.06.2010
Спасибо огромное за материал!!!
Коза, 11.08.2010
Не за что!
Каринка, 16.09.2010
Очень неплохой материал!)))
Гана, 25.09.2010
хороший материал
Нина, 28.09.2010
Благодарю,материал очень пригодился =)
Так, 04.10.2010
Что за убожества справа на странице изображены... Аж материал читать страшно!!! За инфу авторам огромное спасибо)))
Хуеплет, 10.10.2010
тупой препод..говрит что не мои мысли
Хуеплет, 10.10.2010
тупой препод..говрит что не мои мысли
Настасья), 17.11.2010
Спасибо) Хороший материал для КСЕ (концепции современного естествознания) Семинар прошёл на ура!
Елена , 18.11.2010
материал очень хороший. спабо огромное! а главное все понятно и текста не слишком много
Эдуард, 22.11.2010
Хороший материал на доступном уровне
Гульназ, 04.03.2011
Отличный материал!Спасибо=)
Жанна, 12.03.2011
Да, просто и доступно. Спасибо!
Мавдж, 20.04.2011
Спасибо большое
Вова аспирант, 23.04.2011
Помогло мне в написании реферата по философии
Павел, 28.04.2011
Присоединюсь. спасибо!
Нюта, 05.10.2011
отличный материал! я б сказала - моё спасение)) спа-си-бо!!!
таня, 24.10.2011
отличная работа
таня, 24.10.2011
отлично
Екатерина, 25.11.2011
Большое спасибо, мне эта статья помогла написанию моей контрольной по философии, благодаря ей я быстро подготовилась))))))))))
знаю_как_надо, 04.01.2012
спасибо, хороший материал.надеюсь, что поможет на экзамене..
саша, 21.10.2012
То что надо,мерси
Алексей Жуков, 13.11.2012
Очень хороший материал спасибо)
алина, 03.01.2013
кака
саня, 18.01.2013
норм
саня, 18.01.2013
норм
Саша, 20.05.2013
Спасибо, действительно хороший материал,ничего лишнего.
Саша, 20.05.2013
Спасибо
Гёз@, 23.05.2013
материальчик просто класс, моему экзаменчику точно поможет . большое спасибо.
Jon, 15.09.2013
Все комментарии подставные.

Оставить комментарий

Защитный код
Перерисовать код

НАВЕРХ